За период работы классным руководителем мне удалось создать свою воспитательную систему класса, целевые ориентиры которой направлены на воспитание социально-адаптированной личности выпускника.
По мнению современных педагогов, социальная адаптация - это "способность школьника к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, готовность выбрать различные способы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность. Нередко адаптация - только приспособление, подчинение обстоятельствам, потеря себя, бренное существование. Необходимы же жизненная устойчивость, стремление достичь цели, самореализоваться в культурном, нравственно-психологическом, профессиональном отношении" (Вульфов Б. 3., Иванов И.Д. Основы педагогики. М., 2000г.).
Как классный руководитель выделяю четыре группы факторов современного мира, влияющие на развитие человека:
- социальные,
- политические,
- экономические,
личностные.
Особенности действия этих факторов таково, что темп их изменение очень интенсивен и они непредсказуемы в своем воздействии. Люди по-разному реагируют на эти изменения. Многие реагирует лишь тогда, когда их реакция безнадежно запоздала. Они ориентируются только на существующие требования и условия, не прогнозируют возможных изменений. Такой тип поведения является реактивным или пассивно-приспособительным. Как точно заметил Э. Тоффлер, реагировать на происходящее вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно - все равно, что не реагировать совсем. Поэтому свою концепцию воспитания вижу в формировании у воспитуемых умений понять тенденции изменений и осуществить опережающую реакцию на них. Именно поэтому воспитательную работу планирую как целенаправленные действия по созданию условий для развития социально-адаптированной, конкурентно способной в современном мире личности, не приемлющей приспособления, подчинения обстоятельствам, потерю своей индивидуальности, обладающей жизненной устойчивостью, стремлением достичь цели, самореализоваться в культурном, нравственно-психологическом, профессиональном отношении. Это становится возможным только при сотрудничестве, сотворчестве классного руководителя, педагогического ансамбля, родителей и воспитуемых.
В связи с этим, работая в рамках школьного методического проекта "Совершенствование компетентности учителя в методике воспитания социально-адаптированной личности школьника", опираясь на технологию личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова и авторским курсом "Самосовершенствовании личности" Г.К. Селевко была создана модель цели-идеала личности современного выпускника (См. приложение), согласно которой саморазвитию и самореализации школьника способствуют следующие потенциалы:
- ценностный,
- коммуникативный,
- познавательный,
- художественный,
- творческий.
Как уже было сказано выше, воспитать идеального выпускника практически невозможно, т.к. реальные условия развития школьников не всегда близки к идеальным: разный социум, статус семьи, уровень обученности, состояние здоровья. Поэтому главной задачей классного руководителя считаю максимальное приближение личности выпускника к цели-идеалу в реальных жизненных условиях.
Современный классный руководитель, по моему мнению, должен проводить мониторинг развития личности воспитанника в виде социального и психологического тестирования и анкетирования, изучать социум школьников, начиная с периода поступления ребенка в школу. Это позволяет определить степень развития тех или иных компетенций учащихся. Те жизненные проблемы, которые возникают у школьников, естественно, зависят от их воспитывающей среды (см.приложение). Как видно из схемы, большую роль играют родители, определяющие социальный заказ на "идеал" выпускника. Большинство моих воспитанников из благополучных семей, имеющих средний достаток. 70-75% родителей - это рабочие местных предприятий. Из общего количества родителей высшее образование имеют только - 15%.
Собранная релевантная информация позволяет:
- выделить приоритетные проблемы в развитии личности каждого ребенка и составить "древо проблем" класса;
- определить соответствующие цели-действия и составить "древо целей"; соотнести цели с желаемым результатам
- наметить пути их реализации, т.е. разработать план индивидуального развития каждой личности и на основе этого направить деятельность класса в целом. При выполнении воспитательной работы возможны риски: возникающие проблемы в семье, болезнь ребенка и как следствие отставание в учебе, проблемы переходного возраста и т.д. Поэтому при планировании воспитательной работы на год предусматриваются различные варианты, предупреждающие определенное влияние рисков.
- создание портфолио классного коллектива.
Опираясь на цель-идеал модели выпускника сош № 26, созданной при активном участие учеников и родителей класса, было проведено анкетирование по проблемам достижения цели-идеала. На самом первом собрании в выпускном классе, который проходил в виде научно-практической конференции, родителями и учащимися создана программа развития выпускника 11 "А" класса, на основе анализа развития каждой личности на протяжении ряда лет. Проанализирована информация о динамики состояния здоровья, проведено анкетирование учеников, родителей, учителей по итогам прошлого года. На основе этого было построено "Древо проблем" 11 класса(см. приложение). В ходе круглого стола при обсуждении "Древа проблем" каждая группа (ученики, родители, учителя) вносили поправки, предложения, что позволило составить "Древо целей" развития классного коллектива (см. приложение).
Благодаря совместной деятельности были определены основные приоритетные направления в воспитании класса:
- Воспитание духовно - нравственной личности
- Воспитание патриотизма и гражданственности
- Формирование навыков здорового образа жизни.
Например, Воспитание духовно - нравственной личности.
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра, эти слова Л.Н.Толстого четко характеризуют основную цель нравственного воспитания.
Для достижения этой цели ставились следующие задачи:
повышение мотивации у учащихся нравственного, общественно ценного поведения, т.е. активизировать желание принять общественно-ценное поведение, осмысленное стремление к добру;
Формирование навыков преодоления проблем в отношении с людьми: умение жить в коллективе (уважать его законы), но при этом оставаться самим собой: индивидуальным, органичным, независимым (быть признанным и уважаемым);
формирование понимания значимости образования в современном мире;
продолжить формирование позитивного образа Родины, потребности служить ей;
формирование нравственных идеалов.
Решение задач по этим направлениям осуществляется поэтапно, например, воспитание духовно-нравственной личности:
Продолжается процесс формирования таких общечеловеческих качеств как добро, отзывчивость, уважение к людям и т.д.
Этот этап наиболее высокий. Через социальную активность при осознании, понимании и принятии общечеловеческих ценностей происходит самоопределение и самореализация личности каждого ученика.
10 - 11 класс
Для успешной реализации функций воспитательной системы используется демократический стиль руководства классом.
Особенности воспитательной системы определяют:
Основные формы воспитательного процесса: интерактивные (КВН, деловая игра), интраактивные (круглый стол), индивидуальные, групповые( при подготовки мероприятия), коллективные (акции поддержки, уборка пришкольной территории).
способы организации самоуправления в классе.
На первом классном собрании путем открытого голосования выбирается лидер класса, а оставшиеся ученики разбиваются па 5 творческих групп по интересам:
- спортивная группа (пропаганда здорового образа жизни, проведение и организация спортивных соревнований);
- культура (выпуск стенгазет, организация посещения выставок художников, театральных спектаклей, экскурсий, встреч с деятелями культуры);
- образование (ведет контроль успеваемости, просветительскую работу в области науки и техники);
- социологическая группа (осуществляет шефскую работу, организует встречу с интересными людьми, проводит профориентационную работу);
- краеведческая группа (организует и планирует поездки, походы, способствующие изучению родного края, организует встречи с ветеранами, ведет поисковую деятельность в этом направлении).
В каждой из этих групп выбирается свой лидер. Лидер класса и ответственные за каждую группу образуют актив класса и входят в соответствующие группы совета школы.
Каждая творческая группа продумывает свой план мероприятий, который затем обсуждается на совете класса совместно с родительским комитетом и на основе общешкольных мероприятий составляется план работы класса в течение года. В конце каждого полугодия проводится анализ работы класса, выявляются успехи и недостатки. Кроме постоянных групп создаются временные, мобильные группы, куда входят представители всех творческих групп. Эти мобильные группы создаются с целью оказания помощи той или иной творческой группе в подготовке какого-либо крупного мероприятия, требующего больших затрат сил (проведение Новогоднего вечера).
Этапы работы над мероприятием:
Система развития классного коллектива, основанная на технологии коллективной творческой деятельности и принципах самоуправления, создает комфортные условия личностного самоопределения, ведет к расширению сфер деятельности каждого ученика, в нем формируется черты лидера, способного организовать и повести за собой других. Школьники становятся активными организаторами собственной жизни и активными участниками в решении таких проблем местного социума как:
Помощь ветеранам.
Шефская помощь д/с № 39.
Работа волонтеров в социально-реабилитационном центре "Забота".
Помощь детям-сиротам детской больницы № 2.
Экологический десант по благоустройству территории.
Проект "Проблемы власти 2008" (встреча с депутатами микрорайона, организация помощи детям-инвалидам).
Всегда рядом со своими детьми должны быть родители, оказывая помощь советом, делом, личным примером. Родители были активными участниками:
Классного родительского клуба "Диалог".
Организации экскурсий.
Помощи в организации шефства над д/с № 39, детской больницей №2.
Проведения воспитательных мероприятий с классом.
Организации туристических походов.
Составления проекта "Модель идеального выпускника".
Формирования классного научного общества.
Профориентационной работы с учащимися.
Совета класса.
Создания классной символики.
Для многих родителей жизнь класса стала ориентиром в воспитании их ребенка (см. приложение).
Полученный результат ярко иллюстрирует портфолио класса:
2004-2005 учебный год
Школьный уровень:
Создание классного и школьного научного общества "Спектр".
Создание классной символики - герб, гимн класса.
Участие в восстановлении Свято-Никольского женского монастыря.
Шефство над детьми д/с 39.
Содружество с Домом Ветеранов.
Конкурс патриотической песни - 3 место.
Создание школьной Книги Памяти и оформление школьного уголка боевой славы.
Акция "Антифашист".
Конкурс боевых листов - 1 место.
Педагогический совет- форум "Идеальная модель ученика".
Мушкетеры "21 века" - 1 место.
Спортивные соревнование по мини-футболу среди юношей - 1 место.
Соревнования по баскетболу среди девушек - 2 место.
Спортивные соревнования, посвященные дню защиты детей - 2 место.
Матч года по мини-футболу - 1 место.
Первенство школы по футболу среди юношей - 1 место.
Конкурс плакатов "Мы против наркотиков" - 1 место.
Акции "Самые добрые дела".
"Твори добро"-помощь детям -сиротам.
Концерт в центре "Милосердия".
Муниципальный уровень:
Конкурс рисунков, посвященный выводу советских войск из Афганистана.
Конкурс "Фронтовой блокнот" в рамках "Самого доброго фестиваля".
Участие в предметных олимпиадах - 2 место по химии (Гутников С.).
Конкурс уголков Боевой славы - 2 место.
Конкурс листовок "Молодежь против наркотиков".
Публикация статей в местных СМИ.
Работа в детской организации "Фристайл" - грамота.
Конкурс "Лучший ученический класс" - номинация "Лучший химический класс".
Региональный уровень:
Олимпиада по химии - 4 место.
Конкурс флеш-открыток.
Литературно-экологический конкурс Живая Земля" - 1 место.
2005-2006 учебный год
Школьный уровень:
Конкурс бюллетеней, посвященный Всемирному Дню Ребенка - 1 место.
Конкурс листовок "Скажи наркотикам - нет" - 1 место.
Соревнования по баскетболу среди юношей - 2 место.
Соревнования по волейболу среди девушек - 3 место.
Акции "делаем школу красивой".
"Твори добро" - помощь детям - сиротам.
Содружество с Домом Ветеранов.
Шефство над д/с №39.
Помощь ветеранам.
Встреча с депутатами.
Акция "Антифашист".
Муниципальный уровень:
Участие в предметных олимпиадах. Призер по химии.
Конкурс "Права ребенка в новом веке".
Участие в экологической конференции.
"Самый добрый фестиваль" в номинации экология - 1 место.
Научно-практическая конференция "Шаг в будущее", посвященная юбилею космонавтики - 2 место.
Научно-практическая конференция "Шаг в будущее" в номинации "физика".
Городской конкурс экологических листовок.
"Самый добрый фестиваль" в номинации мягкая игрушка.
Городской марафон, посвященный дню физкультурника.
Соревнования по баскетболу среди девушек - 2 место.
Соревнования по футболу среди юношей - 2 место.
Соревнования по самообороне.
Ярмарка учебных мест.
Работа волонтеров в приюте "Забота".
Конкурс "Я-гражданин"
Конкурс "Лучший ученический класс года" - 1 место.
Региональный уровень:
Экологический конкурс "Моя малая Родина" - 1 место.
Интеллектуальный фестиваль-турнир "Будущее в ваших руках" - 2 место.
Участие в конференции "Инициатива молодых".
Участие в областной олимпиаде по химии.
Участие в экологическом конкурсе фотографий.
Всероссийский уровень:
Участие в конкурсе "Моя малая Родина".
Эвристическая олимпиада по химии.
Международный уровень:
Международный фестиваль "Политика вокруг нас" в номинации "Выборы 2008 года" - 1 место
Таким образом, успешная деятельность коллектива обеспечила успешность каждого ученика, его самоопределение и самовыражение, стала нормой, что делает выпускника активной личностью, готовой к любым испытаниям.
Класс дважды становился победителем муниципального конкурса "Лучший ученический класс" (2003, 2006гг), награждался поездками в г. Москва и г. Санкт-Петербург. 100% моих выпускников поступили и успешно обучаются в престижных высших учебных заведениях России, где показывают высокий уровень социальной активности.
Разработанную систему воспитания продолжаю совершенствовать в своей дальнейшей работе. В настоящее время являюсь классным руководителем 6 "А" класса. Класс очень сложный, проблемный, но четко выявленные проблемы и поставленные цели сделали его лучшим в школе по итогам 2006-2007 учебного года. Повышается уровень воспитанности учащихся, повышается уровень сознательного отношения к своей социальной значимости, медленно, но растет качество знаний, все большее число родителей принимают предлагаемую систему воспитания и становятся активными помощниками классного руководителя.