Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе.
В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию и развитию ребёнка, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми".
В 2007 году на базе нашего детского сада был создан родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми" (далее - клуб), который успешно функционирует и по настоящее время. Клуб организуется для родителей и детей подготовительной группы.
Родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для успешной адаптации будущих первоклассников к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Исследования Н.Гуткиной, М. Битяновой, Н.Кряжевой и других психологов подтверждают основное положение работы нашего родительского клуба, которое выражено в названии клуба - "Готовимся к школе вместе с детьми".
Для эффективной организации работы клуба используются разнообразные формы:
консультации родителей у психолога по вопросам уровня готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению; выступление психолога на родительских собраниях на темы "Как помочь ребенку подготовиться к школе?", "Что делать, если ребенок не готов к школе?" и т.д.; участие родителей в работе ПМПк (Психолого-Медико-педагогического консилиума) ДОУ для совместной помощи ребенку по подготовке к школе и для решения проблемных ситуаций, а также для подготовки документов на РПМПК г.Олонца; деловые встречи родителей, педагогов ДОУ и учителей школ по осуществлению преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе; совместные занятия родителей и детей (5 занятий) - см. Приложение №1; информационно-наглядные материалы для родителей по данной теме - см. Приложение №2.
Основой правовых отношений организации деятельности клуба являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- Закон Республики Карелия "Об Образовании"
- Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666;
- Устав МДОУ детский сад ОВ № 13 "Колосок";
- Договор о сотрудничестве между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка.
1. Цель работы родительского клуба
Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;
Формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
2. Задачи работы родительского клуба
Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
Подготовить родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик";
Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.
3. Организационная структура клуба
Членами клуба могут быть родители (законные представители) детей подготовительной группы и дети подготовительной группы.
Вся деятельность клуба проводится на добровольных началах.
Руководство деятельностью клуба осуществляет психолог ДОУ, участниками родительского клуба являются педагоги, специалисты и администрация ДОУ.
4. Принципы работы родительского клуба
- "Не навреди!"
- Добровольность
- Конфиденциальность информации
- Соблюдение педагогической этики
- Тактичность
6. Тематика совместных занятий детей и родителей
Давайте познакомимся! Что такое школа?
Зачем нужно быть внимательным?
Зачем нам нужна память?
Мышление и воображение в нашей жизни.
Скоро в школу!
Мониторинг результативности работы клуба
Результативность работы клуба оценивается в течение всего учебного года, а также в первый год обучения ребенка в школе.
Диагностическое обследование детей по исследованию комплексной готовности к школе проводится 3 раза:
- предварительный мониторинг готовности к школе (в конце учебного года в старшей группе);
- промежуточный мониторинг (в середине учебного года в подготовительной группе);
- итоговый мониторинг (в конце учебного года в подготовительной группе);
В начале школьного обучения психологом школы осуществляется диагностический срез особенностей адаптации выпускников нашего ДОУ в школе, а также учителя проводят мониторинг усвоения программы обучения детьми. С этими результатами администрация школы знакомит педагогов ДОУ на совместных консилиумах.
Также проводится анкетирование родителей до проведения совместных занятий и после их завершения (см. Приложение №3).
7. Результативность работы клуба
Результативность работы клуба оценивалась не только родителями, для которых был организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями городских школ и, конечно, самими детьми. Ведь этот клуб работает для того, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно, и наши дети произносят заветные слова "Скоро в школу" - радостно и уверенно. Хотя в чем-то результат работы клуба не виден сразу, а его результаты будут проявляться в течение школьного обучения.
В течение 2007 года в совместных занятиях клуба приняло участие 30% родителей с детьми, в 2008 году - 65% родителей с детьми. Детям очень нравились такие совместные занятия, они всегда с нетерпением их ждали.
Результаты мониторингов готовности к школе свидетельствуют о положительной динамике готовности выпускников ДОУ к школе: в 2007 году среди выпускников - 54% детей имели высокий, выше среднего и средний уровни готовности к школе, по результатам 2008 года - 69% детей имели высокий, выше среднего и средний уровни готовности к школе.
Мониторинг усвоения программы обучения выпускниками ДОУ в первые годы обучения в школе и диагностический срез особенностей адаптации в первые месяцы учебы наших детей в школе свидетельствуют о положительных результатах работы по подготовке наших выпускников к школе. Отсутствуют случаи школьной дезадаптации у выпускников нашего ДОУ, дети показывают высокий и средний уровни усвоения программы обучения, а также наши выпускники практически не нарушают школьные правила и дисциплину.