Урок-путешествие "Знаешь ли ты имя существительное?"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Привести в систему знания, полученные шестиклассниками при изучении темы: "Имя существительное".
  • Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Плакат " Чтоб диктанты, сочиненья без ошибок написать, все про буквы, запятые школьник должен знать на "пять" ! ".
  • Плакат с жетонами разных цветов, на которых написаны задания.

Ход урока.

Учитель.

Сегодня мы будем путешествовать по имени существительному, останавливаясь на разных станциях. Чтобы урок был интересным, вы должны быть активными и показать свои знания и умения, полученные на уроках русского языка.

Правила поведения во время путешествия:

Весь класс прибывает на Историческую станцию.

Двое выходят к доске, вытаскивают жетоны и готовятся отвечать.

Если ответил правильно, жетон забирает с собой. Если не знает ответа, то обращается к классу и передает жетон ответившему ученику.

1-2 жетона "3"; 3-4 жетона "4"; 5 жетонов - "5".

Тот, кто пройдет все станции и наберет больше всех жетонов, становится экскурсоводом по части речи: "Имя существительное".

Историческая станция.

1). Расскажи о происхождении слов июль, август?

2). Каково происхождение слова вентилятор?

3). Аква в латинском языке обозначает "вода". В каких словах есть аква?

4). Каково происхождение слова ветеран?

5). Какими существительными были заменены слова чело, ланиты, уста, очи?

6). Откуда к нам пришли слова кровать, кукла, свекла?

7). Как возникло слово космонавт?

8). Каково происхождение слова бумага?

9). Какими существительными были заменены слова ветрило, рамена, персты, выя?

10). Откуда к нам пришли слова сундук, барабан, башмак?

Теоретическая станция.

1). Какая часть речи называется именем существительным?

2). Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончании и в суффиксах существительных?

3). Что нового узнали о роде имени существительного? Какие это существительные?

4). Как пишется не с существительными?

5). Расскажи о правописании букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

6). Какие существительные относятся к несклоняемым?

7). Как изменяется имя существительное?

8). Назвать разносклоняемые имена существительные.

9). У каких существительных и в каких падежах в ед. ч. в окончании пишутся буквы И и Е?

10). Как различить на письме суффиксы ИК и ЕК?

Практическая станция.

1). С Ь или без Ь?

Ноч_, решение задач_, помощ_, молодеж_, вещ_, радость встреч_, программа передач_, капли с крыш_, луч_, мяч_, мелоч_, реч_.

2). Определи род!

Алоэ, женьшень, жюри, маэстро, метро, пони, фойе, Тбилиси, Алазани,

ООН, ТЮЗ.

3). Составь предложение!

Школьники, готовить, к, День космонавтики, выставки, рисунки, и, макеты, коллекции, марки, на, космическая, тема.

4). Е или И?

На площадк_, кусты акаци_, пышной сирен_, по алле_, у беседк_, по традици_, в финал_, в окрестност_ парка, на планет_.

5). Что обозначают эти слова?

ТЮЗ, вуз, ООН, завхоз, ГЭС, юннат, универмаг.

6). Раскрой скобки!

Друг познается в (не) счастье. (Не) топор, тешет, плотник. Люди пишут (не) пером, а умом. Ученье в (не) счастье утешает. (Не) ножа бойся, а языка. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть.

7). Е или И?

Овраж_к, человеч_к, фонтанч_к, зайч_к, кулёч_к, костюмч_к, огонеч_к, денеч_к, комар_к, ножич_к.

8). О или Е?

Прыж_к, камуш_к, языч_к, пуш_к, ореш_к, глазоч_к, сапож_к, бараш_к, палисаднич_к, воротнич_к.

9). Ч или Щ?

налад_ик, перевод_ик, кладов_ик, бакен_ик, приказ_ик, учет_ик, буриль_ик, типограф_ик, текстиль_ик, водопровод_ик.

10). Вставь буквы!

Ч_дная картина,

Как ты мне р_дна:

Белая р_внина,

Полная луна,

Свет н_бес высоких

И бл_стящий снег,

И саней д_леких

Од_нокий бег.

А.А. Фет

Сообразительная станция.

1). Загадка.

Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной.

2). Впиши слова, которые обозначают название цветка, животного, хищной рыбы, растения.

а       а
    а   а
  а   а  
а       а

3). Ты знаешь лишь две последние буквы слова ЛО. Определи к какой части речи можно отнести это слово? Обоснуй свой ответ.

4). Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против часовой стрелки?

Внутри круга по секторам написать слово- "колесо".

5). Найди четвертое лишнее.

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

6). Найди четвертое лишнее!

1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2. Дебри, прения, игры, шахматы.

7). Загадка!

Я - все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним - враг войны,

Друг труда и тишины.

8). Загадка!

В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я - планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

Музыкальная станция.

1). Звучит 1 куплет песни Шаинского.

От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

В это время ребята выписывают услышанные в песне существительные. После окончания песни записи сдаются учителю. Если записаны все существительные, то этим ученикам выдается по жетону.

В заключение урока подводятся итоги, выставляются отметки, называется победитель, который становится экскурсоводом по имени существительному.

Учитель объявляет, что после изучения имени числительного будет проведен такой же урок. Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают материал и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.