Цель урока: воспитание любви к родному краю через формирование умений анализировать, сравнивать, анализировать, применять алгоритм в процессе решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Оборудование урока:
- компьютерный класс
- проектор
- экран
- презентация
- диск "Учебное электронное издание. Математика 5-11"
1. Организационный момент.
На экране слова местного поэта Зверьковой Е.:
Колосовский район
Затерялся в березовых колках
Пораскинулись вширь
Заливные луга и поля.
Сразу после звонка звучит Гимн Колосовского района, одновременно на экране оказ слайдов с видами села Колосовки и Колосовского района.
2. Целеполагание.
Учитель: "Ребята, что мы сейчас слушали? Что видели? (ученики отвечают). Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке математики? (ответы). Да, мы будем решать задачи о своем районе. И задачи эти будут на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Мы отправимся в путешествие по родному краю. Но прежде мы проведем разминку. Ответы зашифрованы ".
3. Самостоятельная работа.
4. Решение задач.
Чтобы спорилось каждое дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы с тобой отправляемся смело
В Колосовку - задач поискать.
А хорошо ли мы знаем свой край? Все вы, конечно, слышали про Байкал, Иртыш, Ангару. Нашу речку Ошу знаете. А можете ли вы назвать озера, леса и поля Колосовского района? (ребята предлагают свои ответы). Многие места носят названия исчезнувших деревень. Деревня Машино - Машинское болото, Машинский лес, деревня Пановка- Пановский сосняк, деревня Ишкуль- озеро Ишкуль.".
Ребятам предлагается решить 5 задач. Решение первых трех начинается с повторения правил. Две последние решаются полностью самостоятельно. Текст задач размещен на слайдах презентации, но можно просто записать на доску или на карточках:
В Колосовском районе 150 000га занято лесами, что составляет 5/16 всей площади. Какова площадь всего района?
В Колосовском районе из 480 000га его площади 210 000га под сельхозугодьями. Какую часть всей площади занимают сельхозугодья?
Из 480 000га площади Колосовского района 1/5 земель занята водой и болотами. Сколько га занято водой и болотами?
В Колосовском районе число мужчин составляет 7/15 от 15 000 населения района. Сколько мужчин проживает в районе?
Из 15 000 населения Колосовского района 90% составляют русские. Сколько человек русской национальности проживает в Колосовском районе?
Оформить решение и условие каждой задачи предлагается в следующей таблице:
Число Ч=з/д |
Значение дроби З=ч*д |
Дробь Д=з/ч |
150 000:5/16=480 000(га) | 150 000га | 5/16 |
480 000га | 210 000га | 210 000:480 000=7/16 |
480 000га | 480 000*1/4=120 000(га) | 1/4 |
15 000ч | 15 000*7/15=7 000(ч) | 7/15 |
15 000ч | 15 000*0,9=13500(ч) | 90%=0,9 |
За каждую правильно решенную задачу ребята начисляют себе 1 балл.
5. Физкультминутка.
6. Построение диаграмм на компьютерах в программе "Математика 5-11" на диске учебного электронного издания в разделе "Доли и дроби".
Если нет такой возможности, можно строить в тетрадях, используя линейку, карандаш и циркуль.
Первая диаграмма.
Показать на квадрате 4х4 соотношение площадей, занимаемых лесами, водой и сельхозугодьями, если леса занимают 5/16 площади, вода- 1/4, сельхозугодья- 7/16.
Вторая диаграмма-круговая.
Показать на круге, разделив его на 16 частей, то же самое.
Третья диаграмма-круговая. Проиллюстрировать ответы четвертой и пятой задач.
Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища. За каждую правильно построенную диаграмму учащиеся к своему результату добавляют один балл.
7. Итог урока. Суммируя все свои баллы, ребята сами выставляют себе оценки:
9-10 баллов - "5", 8 баллов - "4", 6-7 баллов - "3".
Учитель: "Сегодня, решая задачи о родном районе, мы еще раз смогли увидеть, как необъятны наши леса, поля, какую большую площадь занимают озера и болота. Это настоящее богатство, наше достояние, которое нужно беречь и приумножать. Никакой город не заменит красоту родного края".
8. Домашнее задание. Придумать и решить три задачи: на нахождение дроби от числа, числа по его дроби и отношения чисел.