Цель урока: познакомить с переместительным законом сложения; совершенствовать вычислительные навыки; развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход урока
I. Устный счет.
Сегодня на уроки мы отправимся в увлекательное путешествие.
Скажите на чем путешествуют люди? (На самолетах, поездах, велосипедах, собаках, кораблях:). А на чем будем путешествовать мы, вы узнаете, сложив правильно математические пазлы (у каждого). (На это задание дано 3 минуты).
Итак, мы отправляемся в прогулку по морю на веселых, быстрых корабликах.
Для начала предлагаю порыбачить. Каждый сейчас поймает рыбку (I вариант ловит на окне, II вариант - на стене). В одной стае четные числа, в другой не четные.
Сложите ваши числа, напишите нужные знаки + =. Покажите результат сложения на веере.
Поменяйте местами слагаемые. Покажите значение суммы. Что заметили? (Значения не изменились).
II. Задание на логическое мышление
У кого из вас по одной рыбки, но для настоящего рыбака этого мало. Найдите на парте целую стаю (под партой прикреплены листы с заданием).
Найдите закономерность и нарисуйте недостающую. (Дети работают в парах).
Проверка у доски. Рыбка собирается из геометрических фигур.
Молодцы! А если бы я поменяла этих рыбок местами. (Закономерность бы нарушилась, результат был бы другой). Посмотрите на ваши суммы. Вы тоже меняли слагаемые местами, а результат изменялся? (Нет).
III. Физ. минутка
На корабликах отправляйтесь в путешествие. (Дети прячутся под партами, учитель не смотрит. Возвращаясь, рассказывают - кто где побывал).
IV. Работа над новым материалом
Наши рыбки с секретом. Девочки помогите мне их перевернуть.
Как одним словом назвать записанные выражения? (Суммы).
Откройте тетради и запишите только ответы. Проверка у доски.
Какая сумма лишняя?
5 + 5
1. Нет пары.
2. Одинаковые слагаемые.
3. 10 - двузначное число.
На какие группы можно распределить эти равенства (по значениям сумм).
4 + 3 = 7
2 + 6 = 8
1 + 0 = 1
3 + 4 = 7
6 + 2 = 8
0 + 1 = 1
Сравните суммы каждого столбика. (Слагаемые меняются местами, значение суммы не изменилось).
Ура! Это настоящий закон сложения!
Как бы вы его назвали?
Математики назвали этот закон - переместительным.
IV. Закрепление
Запишите две суммы, подтверждающие этот закон. Прочитайте свои суммы другу.