Основой игры является классическое игровое поле 3 x 3.
Оборудование:
- Игровое поле с названием конкурсов (конкурсы могут охватывать различные области знаний).
- Карточки с конкурсными заданиями для двух команд, которые впоследствии передаются жюри.
- Знаки "О" и "Х" для заполнения табло и для жюри.
Участники: В игре участвуют две команды (5-6 класс)
В ходе жеребьёвки одна из команд получает название "крестиков" а другая "ноликов". Перед игрой каждая команда выбирает себе капитана. Капитан берёт на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над выполнением общего задания, умело распределяет задания между игроками команды.
Ход игры
В клетках поля записаны названия 9 конкурсов. Капитан команды "Крестики" получает право выбрать конкурс. Ведущий игры раскрывает суть конкурса, после чего каждая команда получает необходимые материалы.
Выигрывает команда, которая быстро и правильно справилась с предложенным заданием. Если не одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время или дополнительное задание. Победившая команда имеет право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.
Побеждает та команда, которой удалось построить три своих знака в один ряд или, если ни одной команде это не удалось, поставить на поле 5 своих знаков.
Игровое поле
Высказывание о математике | Кросснамбер | Четвёртый лишний |
Посчитай устно | Сосчитай правильно | Улов Кащея |
Расшифруй анаграмму | Дележи при затруднительных обстоятельствах | Разгадай кроссворд |
1. Расшифруй высказывание о математике выдающегося русского учёного, его фамилию и инициалы.
17 | 31 | 18 | 11 | 17 | 31 | 18 | 14 | 19 | 13 | 13 | 25 | 11 | 8 | ||
31 | 18 | 11 | 17 | 13 | 5 | 14 | 18 | 23 | 1 | 28 | 11 | 15 | 13 | ||
11 | 18 | , | 5 | 18 | 7 | 7 | 21 | 31 | 13 | 17 | 6 | ||||
12 | 7 | 10 | 3 | 15 | 7 | 19 | 12 | 10 | 14 | 6 | 7 | 15 | 14 | 18 | |
28 | 7 | 17 | 7 | 21 | 7 | 1 | 7 | 6 | 17 | . | 6 | . |
Ключ к разгадыванию:
- 28,13,5 - часть прямой;
- 6,10,11,17,3 - одна из двух величин, которую нужно знать для вычисления пройденного пути;
- 19,6,31,15,10,31,18 - геометрическая фигура;
- 13,17,21,7,25,11,21,14,11 - математическое действие;
- 18,10,31,21,1,12,7,10,18,14,10 - прибор для измерения углов;
- 8,21,31,17,11,21,31,18,11,28,23 - компонент дроби.
Ответ: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит" Ломоносов М.В.
2. Кросснамбер
Кросснамбер - вид числовых ребусов. В переводе с английского слово "Кросснамбер" означает "Кресточислица". В каждую клетку кросснамбера можно вписать только один знак (одну цифру: 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9), работающий на горизонталь и на вертикаль. А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля.
КРОССНАМБЕР "Пятёрка"
По горизонтали:
а) сумма чисел XCVI и CXLIV, записанная в арабской нумерации;
б) число страниц в книге, если 3/4 её составляют 618 страниц;
в) площадь прямоугольного участка, ширина которого 18м, а длина на 26 м больше ширины.
По вертикали:
а) корень уравнения: (3х + 2) : 16 = 41;
в) третье число, если известно, что сумма трёх чисел равна 804, причём первое число составляет 14% суммы, а второе - 36%.
ПОДСКАЗКА: Наряду с десятичной, но гораздо реже, применяется римская нумерация, широко употреблявшаяся у римлян, или латинян, народа, занимавшего территорию современной Италии. В этой нумерации числа изображались при помощи следующих семи знаков:
Римские знаки | I | V | X | L | C | D | M |
Их значение | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Ответы:
- а) 240; б) 824; в) 792.
- а) 218; в) 402
3. Четвёртый лишний
- Длина, ширина, радиус, высота
- Скорость, площадь, расстояние, время
- Семь, восемнадцать, двадцать восемь, тридцать девять
- Четырнадцать, сорок девять, двадцать один, шестьдесят пять.
- Сантиметр, миллиметр, килограмм, километр.
- Четыре, ноль, восемь, десять.
4. Посчитайте устно
Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов сможет надеть хорошо обученный пожарный за 5 минут? (1 мин.=60 сек. 60:3=20 штанов в 1 мин. 20х5=100 штанов)
Воспитывая своего сына-двоечника, папа изнашивает 2 брючных ремня. Сколько ремней износит папа до выпускного вечера, если в 5 классе его сын сидел три года? (12х2=24 ремня)
В специальный ящик можно уложить 68 крупных яиц. Если уминать их ногами, получиться в 100 раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц войдёт в 2 одинаковых ящика? (6800+6800=13600)
С одного дерева сняли 164 груши, а со второго дерева - 5 мальчишек, каждый из которых съел по 27 груш. Сколько груш росло на двух деревьях? (164+5 х 27=299 груш)
Курочка-ряба снесла яйцо, а мышка взяла и разбила. Ряба поднатужилась и снесла ещё 9 яиц, но бессовестная мышка расколола и эти. Сколько дней ели бы Дед и Баба яичницу из 5 яиц, если бы не разбаловали свою мышку? (1+9=10; 10:5=2 дня).
5. Сосчитай правильно
1. Каждый день в полдень отправляется пароход из Гавра через Атлантический океан в Нью-Йорк. В то же самое время пароход той же самой компании отправляется из Нью-Йорка в Гавр. Переезд в том и в другом направлении совершается ровно 7 дней. Сколько судов компании, идущих в противоположном направлении, встречает пароход по пути из Гавра в Нью-Йорк? (К моменту, когда пароход только собрался выйти из гавани, в пути уже находятся 8 судов, первое из которых уже в порту, а второе только начинает путь. Да за 7 дней из Нью-Йорка выйдет ещё 7 судов, каждое из которых наш пароход и встретит в пути. Итак, всего получается 15 судов).
2. В шесть часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево. В течение дня, т.е. до 18 часов, она всползала на высоту 5 м, а в течение ночи спускалась на 2 метра. В какой день и час она будет на высоте 9 метров? (Во вторник гусеница окажется уже на высоте 6 метров, и, делая 5 метров вверх она пересечёт отметку 9 метров уже во вторник в 13 часов 12 минут.).
3. Два путешественника идут по одной и той же дороге, в одном и том же направлении. Первый находится на 8 км впереди другого и идёт со скоростью 4 км/ч, а второй за час проходит 6 км. У одного из путешественников есть собака, которая именно в этот момент, когда мы начали наблюдать за ними, побежала от своего хозяина к другому путешественнику со скоростью 15 км/ч. Затем она вернулась к хозяину и опять побежала к другому путешественнику. Так она и бегала между ними до тех пор, пока путешественники не встретились. Нужно узнать, какой путь пробежала собака? (Второй путешественник догонит первого через 4 часа, следовательно, за это время собака пробежит 60 км).
6. "Улов Кащея"
На рыбалке был Кащей
И поймал он 5 лещей.
Весит весь его улов,
Столько, сколько рыболов.
А Кащей, скажу я вам,
Весит 40 килограмм.
Отыщи лещей Кащея
В эти сказочные дни
Я скажу вам, не робея
Много весили они!
Говорят, что и ерши то
Были чуть ли не с корыто!
Не забудь, что вес лещей
Ровно 40 - как Кощей!!!
7. Расшифруй анаграмму
ЙАКИЕНЛ, АВИНУРЕНЕ, КОЧТА, ВАРТАДК
8. Задачи на дележи при затруднительных обстоятельствах
1. Два разбойника делили добычу. Каждый был уверен, что мог бы разделить добычу на 2 равные части, но второй ему не доверяет. Как разбойникам разделить добычу, чтобы довольны были оба? (Первый разбойник должен разделить всю добычу на две, по его мнению, равные части, а второй забрать ту, которая, по его мнению, больше).
2. Трое крестьян Иван, Пётр и Николай получили за выполненную работу мешок зерна. На беду под рукой не оказалось мерки и пришлось делить зерно "на глазок". Старший среди крестьян - Иван, рассыпал зерно на три кучи, как он считал, поровну.
- Первую кучу возьми ты, Пётр, вторая достанется Николаю, а третья - мне.
- Я не согласен на это, - возразил Николай, - моя куча зерна ведь самая маленькая.
Поспорили крестьяне. Чуть до ссоры не дошло. Пересыпают зерно из одной кучи в другую, из другой в третью и никак к согласию не придут, обязательно кто-нибудь недоволен.
- Будь мы вдвоём, я да Пётр, - вскричал в сердцах Иван, - я бы мигом разделил. Рассыпал бы зерно на две равные кучи, и предложил бы Петру выбрать любую, а оставшуюся взял себе. Оба мы были бы довольны. А тут не знаю, как и быть.
Задумались крестьяне, как бы разделить зерно, чтоб все были довольны, чтобы каждый был уверен, чтобы каждый был уверен, что получил не меньше трети. Придумайте и вы. (Старший из крестьян, Иван, разделил всё зерно, на три, по его мнению, равные кучи, и взял себе ту, которая, по мнению остальных, была самая маленькая. А потом Пётр разделил всё зерно на две кучи, и взял себе меньшую. Все остались довольны).
3. Три купца должны поделить между собой 21 бочонок, из которых 7 бочонков полных кваса, 7 полных наполовину и 7 пустых. Спрашивается, как они могут поделиться так, чтобы каждый имел одинаковое количество кваса и одинаковое количество бочонков, причём переливать квас из бочонка в бочонок нельзя. (предполагается, что все бочонки равны между собой, значит каждый должен получить по 7 бочонков. Если бы можно было квас переливать, то из полных бочонков надо было бы отлить в пустые ровно половину, то есть на каждого должно прийтись по 7 наполовину наполненных бочонков кваса. Это можно сделать так:
Полные бочонки | Полные наполовину | Пустые бочонки | |
Первый человек | 2 | 3 | 2 |
Второй человек | 2 | 3 | 2 |
Третий человек | 3 | 1 | 3 |
А вот и другое решение:
Полные бочонки | Полные наполовину | Пустые бочонки | |
Первый человек | 3 | 1 | 3 |
Второй человек | 3 | 1 | 3 |
Третий человек | 1 | 5 | 1 |
4. Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний - треть и младший - девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию. Как он это сделал? (Он добавил своего верблюда, а потом половину, то есть 9 верблюдов, отдал старшему, 6 - среднему и 2 младшему сыну, а своего верблюда забрал обратно).
9. Разгадай кроссворд
Все слова кроссворда оканчиваются на "а" и пишутся, начиная с клетки - номера вопроса - по направлению к клетке с буквой "а".
ВОПРОСЫ:
- Мера времени, равная 60 секундам.
- Математический знак, используемый для записи чисел.
- Старинная русская мера длины.
- Совокупность делений на линейках различных форм.
- Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений.
- Отрезок, соединяющий любые две точки окружности.
- Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда, которого нет у прямоугольника.
- Геометрическая фигура, являющаяся центром окружности
Ответы:
- Минута
- Цифра
- Верста
- Шкала
- Задача
- Хорда
- Высота
- Точка