Цели:
Ход урока
I. Орг.момент.
Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
"Дети, здравствуйте, я к вам!"
Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки:
- Ребята, как вы думаете, все ли сейчас начали подготовку к празднику? Я думаю, что даже наши любимые герои из Простоквашино собираются встречать праздник.
Посмотрите, что я обнаружила сегодня в двери нашего кабинета (показываю конверт)
Это письмо, обратный адрес - Простоквашино.
(зачитывается текст письма хорошо читающим учеником)
Дорогие ребята!
Помогите! У нас пропала ёлка!!! А какой Новый год без ёлки? Дядя Фёдор говорит, что рубить ёлки в лесу нельзя, а магазин у нас в Простоквашино давно не работает и купить ёлку негде. Одна надежда на вас!
Ваш знакомый кот Матроскин.
- Поможем коту Матроскину и Шарику, найдём для них ёлочку?
Чтобы у нас получился подарок, нужно очень постараться. Если вы на уроке будете давать верные ответы, правильно выполнять задания - я вам буду вручать вот такую зелёную ладошку, а что мы с этими ладошками сделаем, вы узнаете в конце урока.
II. Математический диктант.
- Сколько лап у Матроскина и Шарика вместе?
- В кладе, который нашли дядя Фёдор и его друзья было 10 золотых монет и 9 драгоценных камней. Сколько всего сокровищ было в сундуке?
- Галчонок Хватайка спрятал на шкафу 3 ложки, 2 вилки и градусник. Сколько предметов у него было?
- Дядя Фёдор заболел и Матроскин забрал у Хватайки градусник. Сколько осталось предметов у Хватайки?
- Наши герои выписывали журналы. Дядя Фёдор получил 12 номеров "Мурзилки", а Шарик на 5 номеров "Охоты и рыбалки" меньше. Сколько журналов получил Шарик?
Ответы проверяют с доски: 8, 19, 6, 5, 7
Поставьте числа в порядке возрастания. Какое число, по вашему мнению, лишнее в этой записи? Почему?
Предлагаю сравнить между собой оставшиеся числа.
8 и 6, 5 и 7. Какое число в каждой паре больше и на сколько?
III. Работа в тетрадях.
Положите перед собой столько фишек, сколько было лап у Шарика, Матроскина и Хватайки вместе. Какое количество фишек у вас лежит на столе. Как посчитали? Как ещё можно получить число 10?
Запись в тетрадях:
5 + 5=10
1 + 9=10
2 + 8=10
3 + 7=10
4 + 6=10
Как можно по - разному прочитать последнюю запись?
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием и смогли доказать друг другу, что сможете помочь жителям Простоквашино.
Физкультминутка.
"Снеговик"
Раз рука, два рука,
Лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре
Нарисуем рот пошире,
Пять - возьмём морковь для носа,
Угольки возьмём для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо,
Посмеётся он у нас!
Семь и восемь, семь и восемь -
Танцевать его попросим.
- Вот какой красивый Снеговик у нас получился (вывешиваю рисунок), он поможет нашей ёлочке попасть в Простоквашино.
Незаметно для себя мы оказались на заснеженной поляне. Чтобы успеть достать ёлочку, нам придётся разделиться. Некоторые ребята будут работать самостоятельно, а остальные помогут мне решить примеры.
Карточки с примерами повышенной трудности:
Карточка №1
6 + 3 - 8 =
4 - 3 + 6 =
5 + 2 - 7 =
9 - 9 + 0 =
Ответы: 1, 7, 0, 0,
Карточка №2
4 + 3 - 6 =
5 - 3 + 6 =
5 + 2 - 3 =
7 - 7 + 0 =
Ответы: 1, 8, 4, 0,
Остальные работают коллективно.
(все числа выписываются на доске отдельно)
Мне эти числа вот о чем напомнили.
1700г. В России Новый год стал отмечаться по указу Петра I с 1 января 1700 года. До этого момента начало Нового года приходилось на 1 сентября, т.к. именно в это время заканчивалась уборка урожая с полей.
1840г. В этом году 18 ноября появился в привычном для нас облике Дед Мороз. Живёт он в Великом Устюге.
1852г. Символ Нового года - ель. Раньше ели ставили только в домах богатых людей. А вот с 1852 года ёлки стали главным украшением столичных улиц и домов всех людей.
Половину пути мы прошли, осталось ещё немного постараться.
Посмотрите на доску. Прочитайте текст. Что это? Как вы догадались?
Задача.
Для украшения новогодней ёлки Матроскин сделал 6 шаров, а дядя Фёдор на 3 больше. Сколько шаров сделал дядя Фёдор? Сколько шаров сделали они вместе?
- О чём говорится в задаче?
Что известно о шарах?
Что значит на 3 больше? (столько же и ещё 3)
Прочитайте первый вопрос задачи. Как на него ответить?
Запись в тетради:
6 + 3 = 9 (ш.)
Прочитайте второй вопрос. Можем теперь мы на него ответить?
6 + 9 = 15 (ш.)
Ответ: 15 шаров.
Шары для ёлки готовы, а где же сама наша красавица?
Очень трудный и извилистый путь до нашей ёлочки. Придётся нам нарисовать то место, где она может быть скрыта.
Графический диктант.
Поставьте точку. Одна клетка влево, одна в верхний правый угол клетки (зачеркните клетку),
Проведите линию к нижнему правому углу клетки, одна клетка влево. Проведите линию к нижнему правому углу клетки. Две клетки влево. Проведите линию в правый верхний угол клетки.
Что у нас получилось?
Молодцы!!!
Мы нашли ёлочку. А чтобы она стала пышной и красивой, давайте соединим наши зелёные ладошки и прикрепим их на нашу снежную полянку.
VI. Итог.
Давайте вспомним, что помогло нам сделать подарок друзьям из Простоквашино? Молодцы, я рада, что мы дружно поработали.