Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и письма

Разделы: Начальная школа


Мой педагогический стаж 27 лет. Всё это время работаю учителем начальных классов г. Владикавказа. В результате постоянных поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. Основа - моё личное убеждение, что ребёнок - главная ценность общества. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться, и мой принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселять в него уверенность, дать почувствовать свою самооценку независимо от конкретных успехов в учебный момент. Поэтому ребёнок - мой союзник, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку. А для такой результативной, совместной, творческой деятельности необходимо, в первую очередь, создать в классе положительный эмоциональный фон.

Как в искусстве плетения кружев имеет значение каждый узелок, каждая нить, так и при создании в классе атмосферы радости и доверия важны все мелочи.

Именно, поэтому одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Школа для него новый загадочный мир. И от первой встречи со школой, учителем, от первых впечатлений ребёнка во многом зависит успех нашей будущей совместной работы с малышом. Мне очень хочется, чтобы ребёнок с первых дней в школе почувствовал заботу о нём, домашний уют и тепло наших сердец, чтобы у него появилось желание завтра вернуться туда, где ему было хорошо, и чтобы желание это со временем не угасало.

Поэтому, в первую очередь, я уделяю огромное внимание оформлению кабинета. Все таблицы яркие и красочные. Если это алфавит, то у каждой буквы рядом красочный рисунок. На словарные слова указывает любознательный Буратино. Имеется бумажный телевизор со "сменным" экраном и к нему целая стопка таблиц со словами на все правила, различными рисунками. Над доской состав чисел от 1 до 20 опять же выполнен красочно с выделением главного. Раздел "Фонетика" представлен на симпатичной Матрёшке. Части речи и члены предложения - в виде воздушного шара и тучек.

Богатейший материал и огромные возможности для работы по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, мышления, памяти, интереса к изучаемому даёт оформление "Уголка природы", где налицо все результаты творческой учебной деятельности учащихся. Активизации учебного процесса способствует вовлечение ребят в соревнование между собой. Ведь результаты отражены в "Уголке класса", а он так и называется "Неугомонный". Какой азарт, сколько старания, чтобы с улитки пересесть на велосипед, поезд, машину, ракету: В нашей работе нет мелочей. Я твёрдо убеждена, что только положительные эмоции: радость общения, удовлетворение от своей учебной и творческой деятельности, ощущение комфорта и раскрепощение способствуют усилению активности ребят и на уроках.

В школьном детстве ребёнок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить, подражать. Между тем абстрактное мышление детей до 9 - 10 лет не является ведущим: "дитя мыслит образами, звуками, красками" (К.Д.Ушинский). Поэтому игра в практике обучения младших школьников заняла достойное место.

Педагогическая ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствующие обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. таким образом, для меня игра - один из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Игра является не столько способом получения новых знаний, сколько инструментом для обобщения ребёнком опыта, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желание познать мир.

Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость совместных действий.

"Изюминка" моей педагогической деятельности - занимательность и наглядность. Я разработала огромное количество наглядного демонстративного и раздаточного материала, различных таблиц и схем, карточек и картинок. На уроках использую игрушки, настольные игры, трафареты, модели, монеты, фишки и т.д., загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, просто занимательные упражнения, правила в стихотворной форме, сказки о буквах и цифрах. Моим ученикам скучать некогда.

Я тщательно продумываю каждый урок. Несмотря на столь большой стаж работы, над поурочными планами просиживаю по 4-5 часов. Всегда тщательно продумываю максимально возможные варианты с использованием различных средств информации: справочники, энциклопедии, словари, тексты, таблицы, схемы, муляжи, модели, видео: Не представляю ни одного урока без диалога с учащимися, дискуссии, работы в парах. Активизирую работу ребят присутствием на уроках родителей, которые часто становятся участниками учебного процесса. Столько радости и восторга. А если ещё мама отвечает неверно, то тут все хотят показать свои знания и исправить ошибки. Очень нравится ребятам инсценировка литературных произведений, ведь задание даётся по группам и надо не подвести.

В этом году во 2-м классе мы попробовали разработать творческий учебно-познавательный проект "Золотая осень", который распространился на все предметы и вовлёк в работу не только моих учеников, но и малышей ДОУ, старшеклассников, которые помогали нам, даже родителей, с азартом выполнявших определенные задания:

  • Литературное чтение: конкурс стихотворений об осени, чтение произведений об осени, загадки, пословицы;
  • Русский язык: подборка материала, письмо сочинений;
  • Математика: открытый урок-путешествие "Путешествие по осеннему лесу";
  • Музыка: постановка музыкальной сказки "Здравствуй, осень!";
  • Окружающий мир: беседы, наблюдения, обобщения, экскурсии, составление ребусов;
  • Рисование: конкурсы рисунков об осени;
  • Трудовое обучение: конкурсы поделок, композиций об осени, конкурс семейных работ.

Ну, а про нетрадиционные уроки, которые я обожаю проводить, и говорить нечего: это урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-экологическая тревога, урок-концерт, урок-спектакль и т.д. Ведь не зря говорят: "Кто хочет - ищет возможности". А их при желании - неограниченное количество, нужно приложить фантазию.

Можно бесконечно говорить о методах, формах работы развития творческой активности, познавательной деятельности, интереса учащихся. При этом надо помнить главное: не требовать слепого повиновения, дать раскрыться каждому ученику. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм, жизнелюбие, восхищение. Нужно учить детей и самим быть тёплыми лучиками, согревающими окружающих. Ведь не зря каждое утро первый урок начинаем с эмоциональной зарядки.

Улыбнись, учитель, и неси всё своё тепло и любовь этим маленьким необыкновенным человечкам и поверь, что они ответят тем же!

Приложение 1.

Приложение 2.