Цели:
Организовать деятельность учащихся по закреплению представлений о безударных гласных в корне имен существительных; закреплению умения подбирать проверочные слова.
Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, наблюдать и делать выводы; для развития речевой деятельности: для обогащения словарного запаса учащихся.
- Создать условия, способствующие развитию нравственных и этических качеств личности; чувства товарищества, взаимоуважения, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в парах, группах, слайды (компьютер), дидактический и занимательный материал.
ХОД УРОКА
1. Организация класса. Психологический настрой.
- Кто хочет хорошо учиться, стать мудрым и внимательным, получить новые знания, повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться,
Я рад этому –
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу,
Память моя крепнет,
Голова думает ясно –
Я желаю учиться,
Я очень желаю учиться,
Я готов для работы.
Работаю!
2. Словарная работа + целевая установка.
- Сегодня к нам на урок пожаловала Гостья. Ее имя вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мокнет земля,
Желтеет листва,
День убывает.
Когда это бывает?
- Правильно, это Осень.
(На экране появляется рисунок 1)
<Рисунок 1>
Посмотрите, как она преобразила все вокруг.
Березы и клены покрыла лимонной желтизной, рябину украсила алыми бусами, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Все вокруг стало прекрасным в праздничном уборе! Настоящий карнавал красок!
(На экране появляется рисунок 2)
<Рисунок 2>
Убрала Осень с полей спелые хлеба, с огородов богатый урожай. И даже нам принесла гостинцы.
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ!
Расшифруйте слова и вы узнаете, что это за гостинцы.
| ГРЦ | ПМДР | МРКВ |
| СВКЛ | БКЛЖН | ГРХ |
(Дети отгадывают слова, обращается внимание на правильное произношение слова свекла)
(На экране появляется рисунок 3)
<Рисунок 3>
- Как можно назвать их одним словом? (Овощи)
Работа в тетради.
- Запишите в тетради число.
Сегодня 21 сентября, по народному календарю – Спасов день. Осенины. Вторая встреча осени. Всякому лету – конец.
Запишите названия овощей в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка в парах.
- Что объединяет все эти слова?
- Какие буквы пропущены в словах?
- Да, это слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Их написание нужно запомнить.
К доске прикрепляется карточка –
Безударные гласные в корне Непроверяемые |
- Давайте вспомним, а какие еще есть орфограммы? (Проверяемые)
Карточка дополняется-
Безударные гласные в корне Непроверяемые |
- Определите тему нашего урока. (Высказывания учащихся)
- Чему будем учиться? (Высказывания учащихся)
- Сегодня на уроке будем учиться находить в именах существительных орфограммы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слова и проверять их.
Релаксация для глаз.
- Давайте нарисуем глазами необычный дождь из листьев.
| Листья солнцем заливались, | |
| Листья солнцем пропитались. | (движения глаз: |
| Налились, отяжелели, | - вверх, |
| Потекли и полетели. | – вниз) |
| Зашуршали по кустам, | |
| Поскакали по сучкам. | |
| Ветер золото кружит, | |
| Золотым дождем шумит. |
3. Работа по теме урока.
1). Постановка проблемного вопроса.
- Наша гостья Осень приготовила для вас загадку.
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается…( гроза).
- Как же написать слово - гроза или граза?
2). Решение проблемного вопроса.
- Какой безударный гласный пишется в корне слова гроза?
- Как будем рассуждать?
3).Составление алгоритма написания безударной гласной в корне
По ходу высказываний учащихся на доске появляется таблица
Написание безударных гласных в корне.
|
- Запишите в тетрадь проверочное слово грозы, а затем проверяемое гроза, обозначьте орфограмму.
4). Упражнение в подборе безударного гласного в корне имен существительных.
В народе говорят: “Гроза в октябре предвещает бесснежную короткую и мягкую зиму”
- А какие вы помните народные приметы об осени?
( Высказывания учащихся)
Волшебница Осень принесла к нам на урок букет из осенних листьев, но они необычные, с заданиями. Работая в паре, вы должны выбрать в корне им. существительных орфограмму - безударный гласный. Пользуйтесь памяткой.
Карточки для работы в парах.
а). Ос(е,и)нью серенькое утро, так жди красного
д(е,и)нька.
Сильный вихрь бывает перед проливным д(о,а)ждем.
Солнце в (о,а)блаках купается – дождик
собирается.
б). Закат желтый, золотистый или розовый – будет
хорошая погода.
Луна покраснела – жди ветра-прострела.
Теплая ос(е,и)нь - к долгой з(и,е)ме.
в). Если орехов уродится много, а гр(и,е)бов мало
– з(и,е)ма будет снежная и суровая.
У зайцев шерсть побелела –з(и,е)ма близка.
(О,А)блака идут низко – будет хол(о,а)д.
г). Морозный иней на тр(а,о)ве – к д(о,а)ждю.
Ос(е,и)нью л(и,е)стопад пройдет скоро – ожидай
холодной з(и,е)мы.
Если с д(е,и)ревьев лист не чисто опадает – будет
холодная з(и,е)ма.
д). С(и,е)ница пищит – зиму вещает.
Вечерняя з(о,а)ря красная - к ветру.
Если полевые мыши живут под к(о,а)пной, ос(е,и)нь
будет сухой.
е). Галки собираются и кричат – будет ясная
п(о,а)года.
Если в поле далеко раздается гол(о,а)с – будет
дождь.
Ос(е,и)нь прикажет, а в(и,е)сна свое скажет.
е). Много рябиновых ягод вырастает к дождливой
ос(е,и)ни и морозной з(и,е)ме.
Кр(о,а)ты выходят из-под з(е,и)мли – к д(о,а)ждю.
Если с(е,и)нтябрь холодный – в марте пойдет снег.
ж).При закате солнца (о,а)блака к(о,а)лечками – к
д(о,а)ждю.
Ранняя р(о,а)са летом, а ос(е,и)нью иней – к ясной
погоде.
Ос(е,и)нью скот жиреет, а человек добреет.
Проверка.
ФИЗМИНУТКА (движения выполняются под “Осеннюю песенку” П. Чайковского из цикла “Времена года”)
4).Тренировочное упражнение в нахождении слов с безударными гласными в корне слов.
-Многие поэты были очарованы осенью и посвящали ей свои произведения.
У какого поэта осень была любимым временем года?
Работа в группах.
- Каждая группа получает текст стихотворения.
Задание:
1). Подготовить выразительное чтение
стихотворения.
2). Найти в предложениях существительные с
безударными гласными в корне, устно подобрать к
ним проверочные слова.
3). Объяснить значение подчеркнутых слов. (Работа
со словарем)
(Задания распределяются между членами группы.)
| 1. И. Бунин “Листопад” Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между соснами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. |
2. А.С.Пушкин “Унылая пора! …” Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. |
3. Г. Юнусова “Падают листья”
Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий.
Листья падают с дубов
Рыжие, как белки.
Плотно, будто бы ковром,
Корни укрывают.
Так по-своему они
Землю утепляют.
5). Самостоятельная работа учащихся. Выполнение дифференцированных заданий.
| Вставьте пропущенные буквы. л…стопад к…рмушка д…ревья жур…вли д…жди ст…ронка к…л…сок в…т…рок |
Запишите имена
существительные, данные в транскрипции. [маркоф] [бироска] [дажди] [рика] [азора] [хлибароп] [маладош] |
Вставьте пропущенные буквы. в…лы воды – в…лы жуют сено; ч…стота комнаты – ч…стота колебаний; ув…дание л…са – ув…дал л…су; юная д…вица – нечему д…виться; ст…рожил зтих мест – ст…рожил сад |
Проверка
Аутогенная тренировка.
У детей закрыты глаза.
- Представьте себе красивую, спокойную картину: желтые березки, тихий шорох листьев, теплые лучи солнца. Почувствуйте бодрость, прилив сил.
- А вот какой представил осень в своей картине известный русский художник И. Левитан.
(На экране появляется рисунок 4)
<Рисунок 4>
6). Творческая работа.
Давайте составим по этой картине устный текст - описание об осени, используя слова и словосочетания из упражнений сегодняшнего урока.
4. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
- Понравился он вам?
- Чему мы учились?
- Что вы узнали нового?
В народе говорят: “Зернышко к зернышку – будет мешок.”
Пусть и ваш мешок знаний накапливается с каждым днем все больше и больше.
Нашей гостье Осени понравилась ваша работа на уроке, и она благодарит вас за ваши знания. У вас на партах лежат разноцветные листочки, выберете листок с таким цветом, который соответствует вашему настроению.
5. Д/З.
Составить и записать небольшой текст об осени или сочинить стихотворение.