Урок по русскому языку в 3-м классе "Здравствуй, осень!" по теме "Орфограммы в словах, безударные гласные в корне имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Организовать деятельность учащихся по закреплению представлений о безударных гласных в корне имен существительных; закреплению умения подбирать проверочные слова.

  • Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, наблюдать и делать выводы; для развития речевой деятельности: для обогащения словарного запаса учащихся.

  • Создать условия, способствующие развитию нравственных и этических качеств личности; чувства товарищества, взаимоуважения, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в парах, группах, слайды (компьютер), дидактический и занимательный материал.

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Психологический настрой.

- Кто хочет хорошо учиться, стать мудрым и внимательным, получить новые знания, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться,
Я рад этому –
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу,
Память моя крепнет,
Голова думает ясно –
Я желаю учиться,
Я очень желаю учиться,
Я готов для работы.
Работаю!

2. Словарная работа + целевая установка.

- Сегодня к нам на урок пожаловала Гостья. Ее имя вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мокнет земля,
Желтеет листва,
День убывает.
Когда это бывает?
- Правильно, это Осень.

(На экране появляется рисунок 1)

img1.JPG (25171 bytes)

<Рисунок 1>

Посмотрите, как она преобразила все вокруг.

Березы и клены покрыла лимонной желтизной, рябину украсила алыми бусами, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Все вокруг стало прекрасным в праздничном уборе! Настоящий карнавал красок!

(На экране появляется рисунок 2)

<Рисунок 2>

Убрала Осень с полей спелые хлеба, с огородов богатый урожай. И даже нам принесла гостинцы.

Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ!

Расшифруйте слова и вы узнаете, что это за гостинцы.

ГРЦ ПМДР МРКВ
СВКЛ БКЛЖН ГРХ

(Дети отгадывают слова, обращается внимание на правильное произношение слова свекла)

(На экране появляется рисунок 3)

<Рисунок 3>

- Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

Работа в тетради.

- Запишите в тетради число.

Сегодня 21 сентября, по народному календарю – Спасов день. Осенины. Вторая встреча осени. Всякому лету – конец.

Запишите названия овощей в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Взаимопроверка в парах.

- Что объединяет все эти слова?

- Какие буквы пропущены в словах?

- Да, это слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Их написание нужно запомнить.

К доске прикрепляется карточка –

Безударные гласные в корне

Непроверяемые

- Давайте вспомним, а какие еще есть орфограммы? (Проверяемые)

Карточка дополняется-

Безударные гласные в корне

Непроверяемые
Проверяемые

- Определите тему нашего урока. (Высказывания учащихся)

- Чему будем учиться? (Высказывания учащихся)

- Сегодня на уроке будем учиться находить в именах существительных орфограммы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слова и проверять их.

Релаксация для глаз.

- Давайте нарисуем глазами необычный дождь из листьев.

Листья солнцем заливались,
Листья солнцем пропитались. (движения глаз:
Налились, отяжелели, - вверх,
Потекли и полетели. – вниз)
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит.

3. Работа по теме урока.

1). Постановка проблемного вопроса.

- Наша гостья Осень приготовила для вас загадку.

В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается…( гроза).

- Как же написать слово - гроза или граза?

2). Решение проблемного вопроса.

- Какой безударный гласный пишется в корне слова гроза?

- Как будем рассуждать?

3).Составление алгоритма написания безударной гласной в корне

По ходу высказываний учащихся на доске появляется таблица

Написание безударных гласных в корне.
  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подчеркни безударный гласный в корне.
  5. Подбери проверочное слово.
  6. Напиши слово, вставь буквы.
  7. Обозначь орфограмму.

- Запишите в тетрадь проверочное слово грозы, а затем проверяемое гроза, обозначьте орфограмму.

4). Упражнение в подборе безударного гласного в корне имен существительных.

В народе говорят: “Гроза в октябре предвещает бесснежную короткую и мягкую зиму”

- А какие вы помните народные приметы об осени?

( Высказывания учащихся)

Волшебница Осень принесла к нам на урок букет из осенних листьев, но они необычные, с заданиями. Работая в паре, вы должны выбрать в корне им. существительных орфограмму - безударный гласный. Пользуйтесь памяткой.

Карточки для работы в парах.

а). Ос(е,и)нью серенькое утро, так жди красного д(е,и)нька.
Сильный вихрь бывает перед проливным д(о,а)ждем.
Солнце в (о,а)блаках купается – дождик собирается.

б). Закат желтый, золотистый или розовый – будет хорошая погода.
Луна покраснела – жди ветра-прострела.
Теплая ос(е,и)нь - к долгой з(и,е)ме.

в). Если орехов уродится много, а гр(и,е)бов мало – з(и,е)ма будет снежная и суровая.
У зайцев шерсть побелела –з(и,е)ма близка.
(О,А)блака идут низко – будет хол(о,а)д.

г). Морозный иней на тр(а,о)ве – к д(о,а)ждю.
Ос(е,и)нью л(и,е)стопад пройдет скоро – ожидай холодной з(и,е)мы.
Если с д(е,и)ревьев лист не чисто опадает – будет холодная з(и,е)ма.

д). С(и,е)ница пищит – зиму вещает.
Вечерняя з(о,а)ря красная - к ветру.
Если полевые мыши живут под к(о,а)пной, ос(е,и)нь будет сухой.

е). Галки собираются и кричат – будет ясная п(о,а)года.
Если в поле далеко раздается гол(о,а)с – будет дождь.
Ос(е,и)нь прикажет, а в(и,е)сна свое скажет.

е). Много рябиновых ягод вырастает к дождливой ос(е,и)ни и морозной з(и,е)ме.
Кр(о,а)ты выходят из-под з(е,и)мли – к д(о,а)ждю.
Если с(е,и)нтябрь холодный – в марте пойдет снег.

ж).При закате солнца (о,а)блака к(о,а)лечками – к д(о,а)ждю.
Ранняя р(о,а)са летом, а ос(е,и)нью иней – к ясной погоде.
Ос(е,и)нью скот жиреет, а человек добреет.

Проверка.

ФИЗМИНУТКА (движения выполняются под “Осеннюю песенку” П. Чайковского из цикла “Времена года”)

4).Тренировочное упражнение в нахождении слов с безударными гласными в корне слов.

-Многие поэты были очарованы осенью и посвящали ей свои произведения.

У какого поэта осень была любимым временем года?

Работа в группах.

- Каждая группа получает текст стихотворения.

Задание:

1). Подготовить выразительное чтение стихотворения.
2). Найти в предложениях существительные с безударными гласными в корне, устно подобрать к ним проверочные слова.
3). Объяснить значение подчеркнутых слов. (Работа со словарем)

(Задания распределяются между членами группы.)

1. И. Бунин “Листопад”
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между соснами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
2. А.С.Пушкин “Унылая пора! …”
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Г. Юнусова “Падают листья”
Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий.
Листья падают с дубов
Рыжие, как белки.
Плотно, будто бы ковром,
Корни укрывают.
Так по-своему они
Землю утепляют.

5). Самостоятельная работа учащихся. Выполнение дифференцированных заданий.

Вставьте пропущенные буквы.

л…стопад

к…рмушка

д…ревья

жур…вли

д…жди

ст…ронка

к…л…сок

в…т…рок

  Запишите имена существительные, данные в транскрипции.

[маркоф]

[бироска]

[дажди]

[рика]

[азора]

[хлибароп]

[маладош]

  Вставьте пропущенные буквы.

в…лы воды – в…лы жуют сено;

ч…стота комнаты – ч…стота колебаний;

ув…дание л…са – ув…дал л…су;

юная д…вица – нечему д…виться;

ст…рожил зтих мест – ст…рожил сад

Проверка

Аутогенная тренировка.

У детей закрыты глаза.

- Представьте себе красивую, спокойную картину: желтые березки, тихий шорох листьев, теплые лучи солнца. Почувствуйте бодрость, прилив сил.

- А вот какой представил осень в своей картине известный русский художник И. Левитан.

(На экране появляется рисунок 4)

<Рисунок 4>

6). Творческая работа.

Давайте составим по этой картине устный текст - описание об осени, используя слова и словосочетания из упражнений сегодняшнего урока.

4. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

- Понравился он вам?

- Чему мы учились?

- Что вы узнали нового?

В народе говорят: “Зернышко к зернышку – будет мешок.”

Пусть и ваш мешок знаний накапливается с каждым днем все больше и больше.

Нашей гостье Осени понравилась ваша работа на уроке, и она благодарит вас за ваши знания. У вас на партах лежат разноцветные листочки, выберете листок с таким цветом, который соответствует вашему настроению.

5. Д/З.

Составить и записать небольшой текст об осени или сочинить стихотворение.