Украшение передника вышивкой простейшими швами

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с символикой вышивки. Расширить знания об истории русского костюма.
  • Научить учащихся украшать передник вышивкой, соблюдая технические условия, правила техники безопасности.
  • Развивать творческую активность, индивидуальность, образное мышление, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать бережливость, экономичность, культуру труда.

М.Т.О. урока:

  • Куклы бумажные, пластмассовые, соломенные, скатки в русских народных костюмах разных губерний, глиняные.
  • Рубаха мужская вышитая.
  • Передник, украшенный вышивкой, в натуральную величину.
  • Рушник, наволочка вышитые.
  • Технологическая карта "Технология выполнения ручных отделочных стежков"
  • Карточки с условными знаками - символами.
  • Карточки со словами рушник, орнамент, понева, передник.
  • Передники для кукол.
  • Нитки мулине, иглы, ножницы, карандаш.
  • Магнитофон, кассета с записью.

Ход урока

I Организационная часть

II Изложение нового материала:

Звучит музыка

Учитель:

Как-то в зимний вечерок
Собрались мы на часок.
В нашей школе дорогой
На открытый на урок!

Тема нашего урока: "Украшение передника вышивкой простейшими швами". Сегодня вы познакомитесь с символикой вышивки, расширите знания об истории русского костюма, научитесь украшать передник вышивкой. В гости к вам я пришла с куклами.

А вы любите играть в куклы?

Конечно! Все девочки любят играть в куклы. Кукол любили наши бабушки и прабабушки. Ведь с давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывались магические и охранительные функции.

Из каких материалов изготавливают кукол?

В 19 веке Сергиев-Посад стал центром игрушечного ремесла. Изготавливали здесь кукол всех видов: резные, столярные, лепные; из ткани, бумаги, фарфора:

А простой люд изготавливал кукол из соломы и безликих кукол - скаток. С большим старанием куклу рядили, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки.

Нарядами кукол на фабрике занимались мастерицы - одевальщицы. Сколько труда, старания и души вкладывали в куклу! "Что с любовью сделано, даром не пройдет", - считали мастера. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани - выглядели они как настоящая одежда.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, сарафан, понева, передник или занавеска.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного и южного русского костюма был передник или занавеска, закрывающий фигуру спереди. Обычно его делали из холста, орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Какие изделия, кроме передников, украшались вышивкой?

Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, праздничные рубахи, головные уборы и платки. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека.

Перечислите те части костюма, на которых выполнялись охранительные узоры?

Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, низ сарафана, рубахи, вырез горловины. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета. Кстати слово "красный" в русском языке означало также "красивый, прекрасный, лучший". Возникнув в эпоху первобытной культуры, вышивка донесла до нас орнаментальные мотивы глубокой древности, отражающие славянские верования, связанные с культом плодородия, с поклонением силам и явлениям природы - солнцу, земле, растениям, воде.

Как вы думаете, что могли обозначать эти знаки?

/знак воды, земли, дождя, солнца, плодородия, изобилия, удачи/

Как вы догадались, орнаменты связаны с представлениями древнего человека о природных явлениях.

Сейчас я предлагаю вам послушать красивую легенду.

/Звучит музыка/ "Пролетая над русской землей, жар - птицы роняли перья. Там где они упали, появились чудо - мастерицы - искусные кружевницы, вышивальщицы. Многое с тех пор изменилось, но остались вышедшие когда-то из-под рук украшенные вышивкой полотенца, рубашки, передники, тканые узорные поневы".

Давайте представим, что мы мастерицы - вышивальщицы и нам предстоит украсить передник вышивкой и завершить русский народный костюм.

Учитель показывает трудовой прием - выполнение швов "вперед иголку", "строчка", "роспись".

О чем нужно помнить мастерицам во время работы?

/повторение правил техники безопасности /

III Практическая работа.

1. Последовательность выполнения:

а) Выберете из знаков те, которые на ваш взгляд самые важные и нанесите их карандашом.

б) Используя технологическую карту, выполните вышивку на переднике, соблюдая технические условия, правила техники безопасности.

Я желаю вам успеха и надеюсь, что мы увидим в конце урока прекрасный результат - яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. В старину говорили: "Есть терпенье - будет и уменье"

2. Самостоятельная работа. /Звучит музыка/

3.Текущий инструктаж.

4.Физминутка. В древности мастерицы работая, рассказывали интересные истории, пословицы, загадывали друг другу загадки о рукоделии, инструментах.

А какие загадки и пословицы приготовили вы?

  • Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
  • Люби дело - мастером будешь.
  • Для того наперсток сделан, чтобы пальцы не колоть.
  • Два конца, два кольца, в середине винтик (ножницы).
  • Бежит свинка, истыкана спинка (наперсток).
  • Невеличка-птичка, а носик остер (игла).
  • Зверок с вершок, а хвост - семь верст (игла с ниткой).
  • Весь свет обшила, сама нагая ходила (игла).
  • Рыбка железная, хвостик конопляный (игла с ниткой).

Молодцы! В старину говаривали: "Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства"

5. Продолжение практической работы.

Вот и подошел к концу наш урок. Повяжите фартук на куклу и покажите друг другу, какие наряженные красавицы у нас получились.

IV Закрепление материала.

1. Понравилось быть в роли мастериц?

2.Что интересного узнали?

3. Чему научились?

4. Какие символы выбрали для вышивки и почему?

5. Какая кукла вам нравится?

- Очень красиво получилось у ...

- Аккуратно шила ....

- Старалась ...

V Подведение итогов урока. Сообщение оценок, домашнего задания.

В память о нашем уроке я дарю вам эти куклы. Надеюсь, что они принесут вам здоровье, благополучие и будут вашим оберегом. До свидания!