Семинар-практикум "Сохраним здоровье педагогов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Способствовать улучшению физического и эмоционального состояния педагогов, повышению работоспособности и укреплению позитивного отношения к профессии.

План работы семинара

дата тема
октябрь Мастерская № 1

Искусство лечит. Фольклор - как искусство.

"Взаймы у мудрости древних"

ноябрь Мастерская № 2

Ароматерапия.

"Аромат и образ"

январь Мастерская № 3

Разноцветный мир.

"Цвет нашей судьбы"

февраль Мастерская № 4

Мелодии здоровой жизни.

"По страничкам журнала "Целительные силы музыки"

апрель Мастерская № 5

Красота и здоровье.

"Душа читает тексты природы"

План работы мастерской № 1

Искусство лечит. Фольклор - как искусство.

"Взаймы у мудрости древних"

№ п/п форма тема
1 Мини-лекция

выступление старшего воспитателя

"Почему мы говорим о здоровье педагога?"
2 Мини-диалог

выступление педагога-психолога

"Арт-терапия - лечение искусством. Что это значит?"
3 Тест

по методике А.Уэссмана и Д.Рикс

"Самооценка эмоциональных состояний"
4 Консультация

выступление музыкального руководителя

"Искусство лечит. Фольклор как искусство"
5 Мастер-класс

Выступление воспитателей групп раннего возраста

"Колыбельные, пестушки, заклички, поговорки, сказки, песни, загадки, дразнилки"
6 Рефлексия (письменно)

Почему мы говорим о здоровье педагога

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.

Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.

Физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.

У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: "эмоциональное сгорание" и "профессиональная усталость". Синдром "эмоционального сгорания" определяется чрезмерной перегрузкой и неадекватных межличностных отношений. "Сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время "вкладываясь" в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей вызывает эмоциональный фон напряжения и пресыщения, который получил условное название "феномен профессиональной усталости".

Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Никто, кроме вас самих, не решит эту проблему.

В этом году теме укрепления и сохранения здоровья педагогов мы уделили особое внимание и запланировали на протяжении всего учебного года проведение семинара-практикума "Здоровье педагога" в форме встреч в творческих мастерских. Первая наша встреча посвящена искусству фольклора "Взаймы у мудрости древних".

Перед началом нашей встречи просим вас обратить внимание на основные правила работы в мастерской: Получите удовольствие! Позвольте себе быть свободными! Избегайте оценок и суждений! Чувствуйте свои собственные ощущения! Во всем ищите и находите позитив!

Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем "Здравствуйте!", желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Сегодня нас объединила мастерская. Итак, здравствуйте!.

Искусство лечит. Фольклор как искусство.

Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Различные виды искусства отличаются друг от друга тем. Что пользуются разными материалами для создания художественных произведений: скульптура - мрамором, камнем, деревом, живопись - красками, литература - словом.

Народное поэтическое творчество ведет начало от глубокой древности, когда люди не умели писать. Фольклор не только устная поэзия, не только искусство слова, но и включает в себя словесное, музыкальное и театральное искусство.

Думаете, весь фольклор - для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остается только самое ценное, необходимое. В песенном, поэтическом сопровождении тех или иных действий народ не только воплотил представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, но и оставил свои веками накопленные педагогические, медицинские, бытовые познания. Детские годы сопровождаются песнями и играми, помогающими ребенку правильно развиваться..

Колыбельные песни. Сколько вы их знаете - одну-две? А их сотни, и в каждой - поток информации. Например, сейчас модно определять в квартире благоприятные и неблагоприятные места - кто с золотым колечком на нитке ходит по дому и смотрит, где оно начнет раскачиваться; кто, как экстрасенсы, с рамками. А раньше для этого хватало одного лишь кота. Зачем его впускали в доме первее всех, и сами до тех пор не входили, пока кот себе место не выберет? Да затем, что это и было место - самое удобное, внутри силовых линий расположенное место - самое здоровое место в доме. Здесь и ставили потом колыбель для ребенка. А чтоб не забывалось, что кот нужен не только для ловли мышей, о нем сложены сотни колыбельных песен. Чтобы в сознании на века закрепилось: кот - колыбель - ребенок.

Пара песен про собачку, пара - про курицу да про серого волка, а более ста - про кота. Помните: "Котенька, коток, котя серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, мово дитятку качать, прибаюкивать. Я тебе, коту, за работу заплачу,,," и уж чего ему только не сулят: и кринку молока, и кусочек пирога - лишь бы не уходил, лишь бы побыл с ребенком.

Мелочь? Так ведь и вся жизнь из мелочей состоит. Ели их знать и помнить - будем и здоровее, и богаче, и крепче. "Я качаю день и ночь, отойди, бессонье прочь! :."

Ничего случайного народная мудрость в себе не несет. Все - для пользы, а не для одной лишь красоты. Например, домашняя расписная утварь. Да, красиво, но прежде - полезно: краска и лак защищают ту же деревянную ложку от разрушения, от жучков, делают вещь долговечной. Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте посмотреть на весь детский фольклор, то помимо прочей информации народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений - чтобы вырастить ребенка здоровым. Сколько времени и сил потрачено было вами на посещения педиатра, когда ваши дети были маленькими, то массаж рук и ног необходим, то дыхание неправильное, то с речью трудности - к логопеду идти надо. А ведь век за веком детей растили с меньшими сложностями.

Вспомните хотя бы знаменитые "Ладушки": прекрасная зарядка для рук. "Ладушки, ладушки. Где были? У бабушки:.". А "Сорока-воровка?" Здесь уже и координация движений, и даже - точечный массаж. Никакой не китайский, не тибетский, а самый что ни на есть наш родной, увы, нами же и забытый. Массаж ладошки "Кашку варила", всех пальцев "этому дала, этому дала", важных точек - запястье, локоть, плечо "Тут пень, тут колода" и т.д. И одновременно - педагогическое влияние: этому кашки не дала потому, что он ленив."Сорока, сорока, сорока-белобока. Кашку варила, на порог скакала:" (между кистью руки и самою рукой поглаживание). Здесь тепленькая (в сгибе локтя). А здесь - горяченькая (под мышкой) Здесь - кипяток, кипяток!

В фольклоре - весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями - передает энергию общения ребенка и взрослого. Потешки имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовном отношении, например, для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости и т.д.

А еще позабытый, к сожалению, массаж спинки, с ритмическим похлопыванием между лопаток: "Что в горбу? Денежка. Кто положил?..."

То же вы найдете в фольклоре и для живота и даже для носа - игра "Чей нос?"

А следующий этап, когда ребенок начинает говорить и вдруг оказывается - не выговаривает какие-то звуки? Народная логопедия - скороговорки - дает потрясающие результаты и, главное. - ребенок не чувствует себя больным, ущербным, ведь все происходит в виде смешной и близкой ему игры. Ну, хотя бы известные всем на букву "Р": "Ехал Грека через реку..", "Добр бобр для бобрят" или многократное повторение: "Купи кипу пик"

Знаете, как раньше называли в народе скороговорки? Чистоговорки. И не надо объяснять почему. Но ведь в детском фольклоре есть и считалки, голосянки, молчанки, перевертыши, заклички. Не говоря уже об играх и сказках. "Тани, Вани, что за вами?...", "Шишел, вышел, вон пошел:".

Жаль, что многое забыто нами и что наши дети, укладывая куклу спать, не поют ей колыбельные, в которых наши предки специально, именно для нас, не только оттачивали каждое слово, но и подбирали каждый звук.

Вы не задумывались, почему в колыбельной звучит "люли, люли", а не "тра-та-та"? Потому, что под "тра-та-та" ребенок не уснет. Но почему именно эти звуки - "Л", "И"? Об этом задумались ученые давно. Еще в 1883 году академик Ветухов поделился наблюдением: оказывается, не только все славяне поют "люли"; а в Индии это звучит почти так же "лолати", в Литве - "лулети"

Таких случайностей не бывает. И кто знает, может, биологи и физики вскоре откроют, что самое благоприятное влияние на клетку имеют звуковые волны, порождаемые как раз этими словами: "люли", "баю"

Не случайно, во всем мире таких общих припевов всего-навсего два. А если учесть, что на здоровье, психику, характер влияет даже звуковая информация, т.е сам язык, то есть смысл задуматься о том, какие и чьи песни петь. Около восьмидесяти процентов всей жизненной информации ребенок получает : до семи лет. В народном творчестве все так устроено, что ребенок до этих лет прочно усваивает и роли в семье, и обязанности. Начиная с тех же колыбельных. "Зыбаю, позыбаю, отец ушел за рыбою:"

Количество детских игр огромно, поскольку каждый здоровый ребенок испытывает в них потребность, самостоятельно дополняет те или иные устоявшиеся игры новыми элементами. Вот мы удивляемся, что дети разучились свободно, раскрепощено общаться. Почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Все народные игры - в такой же степени моделируют жизненные ситуации, заставляя ребенка не просто двигаться, но и думать, искать решение. Это не убивание времени, а тренинг и, главное, - общение.

"Гуси", "Коршун", "Краски", "Хозяева и гости" - в каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки, которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две команды. "Ребятки, кого надо: коня вороного, али барабана золотого? Один выбирает "коня", а другой - барабан.

Внеигровой детский фольклор. Худо-бедно мы, читая детям сказки, используем их педагогическое назначение. Почему нельзя без спроса выходить на улицу? Вот вам "Петушок - золотой гребешок": лиса унесет. Почему лучше перетерпеть жажду, чем пить, откуда попало? Вот вам "Сестрица Аленушка и братец Иванушка": козленочком станешь. Почему нельзя быть жадным? Вот вам "Сказка о рыбаке и рыбке": останешься у разбитого корыта.

И не случайно эта сказка, которую мы считаем своей, более трех тысяч лет существует в Индии, а сказка про репку есть в Швеции и в Японии, а про колобка - в Сербии и в Узбекистане. Как именно их народные сказки. Значит, в этом есть насущная необходимость. Так же как нет смысла для каждой страны придумывать свой аспирин или свое колесо.

Наше национальное устное творчество - и есть наша одежда, наша пища, наша песня. Все в нем есть - надо только не быть ленивым и пренебрежительным. И столько пользы можно извлечь! Ведь на нашем роду очень много доброго и хорошего написано.

Из огромного свода детского фольклора, который использовался нашими предками во благо собственных детей, можно извлечь для работы много увлекательного и полезного!

Арт-терапия - лечение искусством.

Лечение искусством - это приятное и полезное занятие, гарантия щадящих организм приемов и методов, возможность устранения и причины и следствия проблемы, это процесс, не имеющий побочных эффектов.

В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позволяет не только избавиться от психических недугов, но и приобрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества.

Искусство - та непреходящая ценность человеческой культуры, которая существует со времен древнего человека. Музыка, пение, танец, театр, поэзия, изобразительное искусство, прикладное творчество - все это ассоциируется с детством - тем временем, когда все были счастливы с беззаботностью и легкостью существования в мире. Именно по этой причине за последние 70 лет арт-терапия нашла в мире широкое применение - психологии, медицине, образовании. Она создает условия для самопознания, саморазвития и самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Многими учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения состава крови, дыхания и общего состояния организма и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снят напряжение, избавиться от страха и усталости, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное - разрешить себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Арт-терапия - комплексное понятие, которое включает в себя:

  • музыкальную терапию,
  • танцевальную,
  • телесно-двигательную,
  • художественную,
  • драма-терапию,
  • игровую и песочную.