Цели урока:
- Образовательные: проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период "холодной войны".
- Воспитательные: продолжить рассмотрение роли "холодной войны" в процессе развития нашей страны, ее влияние на политический климат в мире.
- Развивающие: продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной подготовки к уроку.
Учебно-методический комплекс:
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- презентация "Новая расстановка сил в мире",
- презентации учащихся "Берлинский кризис 1948 г.",
- "Холодная война в Азии",
- "Конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции",
- карта "Европа после II мировой войны",
- учебник Л.Н. Алексашкина. Новейшая история. XX-нач. XXI в., М.: Мнемозина, 2005.
Ход урока
Опережающее задание.
Обучающиеся заранее делятся на группы и получают задания по подготовке материала по темам: речь У. Черчилля в Фултоне, доктрина Трумэна, план Маршалла, Берлинский кризис 1948 г., "Холодная война" в Азии, Иранский кризис 1945 г., конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции, установление социализма в странах Восточной Европы.
Вводное слово учителя. Сегодня мы изучаем тему "Новая расстановка сил в мире" (Приложение1. Слайд 1).
План урока. (Приложение1. Слайд 2).
- Большие перемены.
- Двухполюсный мир.
- Основные этапы развязывания "холодной войны".
- речь У. Черчилля в Фултоне;
- доктрина Трумэна;
- план Маршалла;
- Берлинский кризис 1948 г.;
- "холодная война" в Азии;
- Иранский кризис 1945 г.;
- конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции;
- установление социализма в странах Восточной Европы.
Задание на урок: "Кто виноват в развязывании "холодной войны"? (Приложение1. Слайд 3).
Вопросы для беседы:
- Вспомните, какие изменения произошли в Европе и мире после окончания Первой мировой войны.
- Каковы итоги Второй мировой войны?
- В чем проявился глобальный характер Первой и Второй мировой войны? (Приложение1. Слайд 4).
Рассказ учителя.
Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависят судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны, и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть холодной.
Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий мировой порядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по характеру социального - экономического и общественно-политического развития. "Холодная война" выразилась в противостоянии между двумя державами - СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более 4-х десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития.
Цель нашего урока - проанализировать этапы развязывания "холодной войны".
Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции к конфронтации произошел не сразу. 5 марта 1946 года премьер-министр Англии Уинстон Черчилль выступил с речью в Фултоне (выступление 1 группы). (Приложение 1. Слайд 5).
Задание: охарактеризуйте СССР с точки зрения западных политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к СССР.
- Доктрина Трумэна (выступление 2 группы). (Приложение1. Слайд 6).
- План Маршалла (выступление 3 группы). (Приложение1. Слайд 7).
- Берлинский кризис 1948 г. (выступление 4 группы). (Приложение2).
- "Холодная война" в Азии (выступление 5 группы). (Приложение3).
- Иранский кризис 1945 г. (выступление 6 группы).
- Конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции (выступление 7 группы). (Приложение4).
- Установление социализма в странах Восточной Европы (выступление 8 группы).
- Анализ и обобщение результатов работы групп. (Приложение1. Слайд 8, 9).
Закрепление изученного материала.
Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность:
1) а) речь У. Черчилля в Фултоне; б) план Маршалла; в) доктрина Трумэна;
2) а) победа коммунистических сил в Китае; б) начало гражданской войны в Греции; в) заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии;
3) а) решение о создании Объединенного временного правительства Кореи; б) провозглашение ФРГ; в) начало войны в Корее;
4) а) соглашение в Корее о прекращении огня; б) провозглашение ГДР; в) завершение гражданской войны в Греции;
5) а) создание НАТО; б) создание Информационного бюро коммунистических партий; в) создание ОВД.
Задание 2. Соотнесите причины и следствия:
Причины | Следствия | ||
1 | Различие в подходах к будущему германского государства | 1 | План Маршалла |
2 | Борьба против коммунистической идеологии и роста влияния СССР | 2 | Стремление США к мировому господству |
3 | План Маршалла | 3 | Конфликт в Коминформе |
4 | Монополия на ядерное оружие | 4 | Раскол Германии |
5 | Стремление СССР подчинить страны Восточной Европы | 5 | Возрождение экономики и втягивание стран в политическую орбиту США |
Подведение итогов
Ответ на поставленное в начале урока задание "Кто виноват в развязывании "холодной войны""?
Объяснение домашнего задания:
Параграф 14, устно вопросы и задания к параграфу. (Приложение1. Слайд 10).