Урок "Новая расстановка сил в мире"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период "холодной войны".
  • Воспитательные: продолжить рассмотрение роли "холодной войны" в процессе развития нашей страны, ее влияние на политический климат в мире.
  • Развивающие: продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной подготовки к уроку.

Учебно-методический комплекс:

Ход урока

Опережающее задание.

Обучающиеся заранее делятся на группы и получают задания по подготовке материала по темам: речь У. Черчилля в Фултоне, доктрина Трумэна, план Маршалла, Берлинский кризис 1948 г., "Холодная война" в Азии, Иранский кризис 1945 г., конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции, установление социализма в странах Восточной Европы.

Вводное слово учителя. Сегодня мы изучаем тему "Новая расстановка сил в мире" (Приложение1. Слайд 1).

План урока. (Приложение1. Слайд 2).

  1. Большие перемены.
  2. Двухполюсный мир.
  3. Основные этапы развязывания "холодной войны".
  • речь У. Черчилля в Фултоне;
  • доктрина Трумэна;
  • план Маршалла;
  • Берлинский кризис 1948 г.;
  • "холодная война" в Азии;
  • Иранский кризис 1945 г.;
  • конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции;
  • установление социализма в странах Восточной Европы.

Задание на урок: "Кто виноват в развязывании "холодной войны"? (Приложение1. Слайд 3).

Вопросы для беседы:

  1. Вспомните, какие изменения произошли в Европе и мире после окончания Первой мировой войны.
  2. Каковы итоги Второй мировой войны?
  3. В чем проявился глобальный характер Первой и Второй мировой войны? (Приложение1. Слайд 4).

Рассказ учителя.

Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависят судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны, и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть холодной.

Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий мировой порядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по характеру социального - экономического и общественно-политического развития. "Холодная война" выразилась в противостоянии между двумя державами - СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более 4-х десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития.

Цель нашего урока - проанализировать этапы развязывания "холодной войны".

Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции к конфронтации произошел не сразу. 5 марта 1946 года премьер-министр Англии Уинстон Черчилль выступил с речью в Фултоне (выступление 1 группы). (Приложение 1. Слайд 5).

Задание: охарактеризуйте СССР с точки зрения западных политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к СССР.

  • Доктрина Трумэна (выступление 2 группы). (Приложение1. Слайд 6).
  • План Маршалла (выступление 3 группы). (Приложение1. Слайд 7).
  • Берлинский кризис 1948 г. (выступление 4 группы). (Приложение2).
  • "Холодная война" в Азии (выступление 5 группы). (Приложение3).
  • Иранский кризис 1945 г. (выступление 6 группы).
  • Конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции (выступление 7 группы). (Приложение4).
  • Установление социализма в странах Восточной Европы (выступление 8 группы).
  • Анализ и обобщение результатов работы групп. (Приложение1. Слайд 8, 9).

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность:

1) а) речь У. Черчилля в Фултоне; б) план Маршалла; в) доктрина Трумэна;

2) а) победа коммунистических сил в Китае; б) начало гражданской войны в Греции; в) заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии;

3) а) решение о создании Объединенного временного правительства Кореи; б) провозглашение ФРГ; в) начало войны в Корее;

4) а) соглашение в Корее о прекращении огня; б) провозглашение ГДР; в) завершение гражданской войны в Греции;

5) а) создание НАТО; б) создание Информационного бюро коммунистических партий; в) создание ОВД.

Задание 2. Соотнесите причины и следствия:

Причины Следствия
1 Различие в подходах к будущему германского государства 1 План Маршалла
2 Борьба против коммунистической идеологии и роста влияния СССР 2 Стремление США к мировому господству
3 План Маршалла 3 Конфликт в Коминформе
4 Монополия на ядерное оружие 4 Раскол Германии
5 Стремление СССР подчинить страны Восточной Европы 5 Возрождение экономики и втягивание стран в политическую орбиту США

Подведение итогов

Ответ на поставленное в начале урока задание "Кто виноват в развязывании "холодной войны""?

Объяснение домашнего задания:

Параграф 14, устно вопросы и задания к параграфу. (Приложение1. Слайд 10).