Пояснительная записка
Проблема готовности слабослышащих дошкольников к школе является актуальной для всей системы образования. В трудах Богдановой Т.Н.[1] , Розановой Т.В. [15], Соловьева И.М.[15]. В связи с особенностями умственного развития детей с нарушениями слуха, в частности с отставанием в развитии речи и мышления у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий, что затрудняет процесс обучения и адаптацию к школьному учреждению. Это обостряется и тем, что приход в школу, в новый коллектив вызывает у ребёнка стресс. Выражается это по-разному: одни стараются привлечь к себе внимание своей подвижностью, другие, наоборот, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. Детям очень трудно высидеть весь урок, при этом воспринимая новый для них материал.
У слабослышащих детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, им трудно сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований. Поэтому первоклассникам необходимо какое-то время, для усвоения самых элементарных правил поведения (например, не кричать с места, а поднять руку и ждать, пока учитель спросит). Также им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому сложно принять их и контролировать свое поведение. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками , а в условиях школы-интерната ещё и научиться жить вдали от дома, от привычной для них обстановки.
В связи с этим мы считаем, что психологической подготовке будущих первоклассников с нарушениями слуха необходимо уделить особое внимание. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается, необходимый и достаточный уровень освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” ребёнка. “Зона ближайшего развития” определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Как пишет Л.С.Выготский, “Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития”. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развития на завтрашний день.
В связи с этим, наиболее важным признаётся мотивационный план. По результатам исследования мотивов учения в школе детей с нарушениями слуха психологами было выявлено, что при поступлении в школу у детей чаще ведущими являются игровые мотивы. Это затрудняет успешность учебной деятельности первоклассника. Тогда как ребёнок готовый к школе, должен испытывать желание учиться, потому что у него уже сформирована потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, у него есть познавательная потребность (познавательный мотив), которую он в полной мере не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названной внутренней позицией школьника.
Данная “внутренняя позиция школьника”, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Фактически – это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 – м классе.
Необходимо подчеркнуть, что первым компонентом психологической готовности ребёнка к школе является не сумма усвоенных ребёнком знаний, хотя это немаловажный фактор, а уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребёнок умел выделять предмет своего познания.
Исходя из этого были определены цели и задачи психологической подготовки детей к школьному обучению.
Целью данной программы является формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
- выявление уровня психического развития ребёнка;
- развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов;
- развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
- развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Нами были выделены принципы реализации программы:
- Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
- Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
- Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач . Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
- Единства диагностики и коррекции . По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
- Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с нарушением слуха. На всех занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
- Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
- Принцип закрепления усвоенного . На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.
Содержание программы
Программа рассчитана на детей 6-7 лет и включает в себя 3 блока: мотивационный, социальной адаптации, психокоррекции познавательных процессов.
Мотивационный блок предполагает помощь дошкольникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся; формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности; организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; закрепление знания о поведении ребёнка в школе; формирование социальных и познавательных мотивов учения. Этот блок рассчитан на 8 занятий.
Блок социальной адаптации реализуется на 10 занятиях и включает в себя проведение игр и упражнений, способствующих накоплению ребёнком опыта по эффективному общению, а также помогающие в налаживании отношений с окружающими. Это является актуальным для слабослышащих детей, так как часто дети не могут выразить свою просьбу, попросить что-то, выстроить продуктивное общение со сверстниками, в результате чего происходят частые конфликты. В задачи данного блока входит: формирование способности ребенка строить общение со взрослыми и сверстниками; повышение самооценки, снижение робости в контактах, появление замкнутости; развитие умения понимать настроение другого и адекватно выражать своё.
Блок психокоррекции познавательных процессов. Высокое развитие психических познавательных процессов является основой интеллектуального развития. Динамика развития познавательной сферы у слабослышащих детей отстаёт от развития слышащих. Детям с нарушениями слуха сложно устанавливать причинно-следственные связи, производить классификацию, обобщение, анализ; трудности возникают при долгом удержании внимания на каком-либо объекте или задании, также такие дошкольники испытывают трудности к опосредованному запоминанию предметов, к манипуляциям воображаемыми образами.
Поэтому с помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка всех психических познавательных процессов. В задачи данного блока входят: развитие и коррекция мыслительных операций (классификация, сериация, обобщение); формирование предпосылок к становлению логического мышления; развитие и коррекция памяти, внимания, воображения, восприятии; развитие мелкой моторики; развитие и коррекция волевой регуляции, произвольности поведения.
Данный блок рассчитан на 12 занятий и предполагает (если это необходимо) отход от их последовательности, ориентируясь в большей степени на динамику, происходящею в психическом развитии ребёнка.
Данная программа включает в себя 30 занятий: по 2 занятия в неделю (Приложение 1). На наш взгляд, такое количество занятий и примерно равное распределение по блокам является оптимальным для формирования психологической готовности к школе детей с нарушениями слуха: выработке устойчивой познавательной мотивации к обучению, социальных навыков взаимодействия, развития и коррекции познавательной сферы дошкольника.
Каждое занятие включает в себя вводную часть: ритуал приветствия; рефлексия своего настроения на начало занятия; основную часть: 3 игровых упражнения и пальчиковую игру на развитие мелкой моторики; заключительную часть: рефлексия своего настроения на конец занятия; ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную коррекцию личностных и психических особенностей ребёнка; динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость; научит рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
Методами коррекционно-развивающей работы являются: арт-терапия, ролевые игры, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения.
Выбор данных методов обусловлен особенностями развития слабослышащих детей. Так как у таких детей частично или полностью отсутствует речь, то наблюдается и отставание в уровне развития мышления, ограниченность социальных контактов, не способность рассказать о испытываемых ими чувствах, узость кругозора. Пальчиковая гимнастика способствует развитию интеллектуальной сферы, так как речь, мышление и мелкая моторика связаны напрямую. Арт-терапевтические методы и ролевые игры позволяют детям выразить свои чувства на бумаге через рисунки, проиграть тревожащие их моменты, жизненные ситуации. Это не травмирует ребенка, способствует повышению самооценки, потому что он берет на себя игровую роль и действует в воображаемом плане, то есть знает, что эту игру в любой момент он может прекратить.
Формы работы: групповая и индивидуальная. В мотивационном блоке и блоке социальной адаптации предпочтение отдаётся групповым формам работы, что обусловлено задачами данных блоков (формирование навыков сотрудничества с детьми, обучение навыкам построения общения со сверстниками и взрослыми). В блоке психокоррекции индивидуально – групповым. Если на групповом занятии у ребёнка наблюдаются пробелы в развитии отдельных познавательных процессов, то с ним проводится дополнительно индивидуальная углубленная работа.
Комплектование группы для проведения коррекционно-развивающей работы осуществляется по результатам диагностики.
К программе разработана рабочая тетрадь. (Приложение 2)
С целью повышения эффективности реализации программы в процесс психологической подготовки детей включаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: педагоги, родители (Приложение 3). Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, составление буклетов, информационных листовок, проведение семинаров – практикумов (Приложение 4, Приложение 5).
К концу реализации программы предполагается, что ребёнок с нарушениями слуха будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные, он получит представления о правилах школьной жизни, возрастёт его интерес к учебной деятельности; ребёнок получит социальный опыт, научится выстраивать бесконфликтное общение со сверстниками и взрослыми; повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания; сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления. В результате ребёнок сможет легко адаптироваться к школьному учреждению и успешно осуществлять свою учебную деятельность.
Программа рецензирована кандидатом педагогических наук Т.Н.Лейниш.
Литература:
- Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.
- Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.-2-е изд., стер.- М.: Генезис, 1999.-48с.
- Глозман, Ж.М., Потанина, А.Ю., Соболева, А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 80с.: кн. – (Серия “Детскому психологу”)
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций : пособие для практ. Работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.-160с. – (Библиотека психолога образования).
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: , ТЦ “Сфера”, 2000. – 528 с.
- Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю/ Под. ред. Пилипко Н.В.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с., ил.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с., ил.
- Куражева, Н.В., Вараева, Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. “Цветик-Семицветик” [Текст] -СПб.: Речь, 2005.-96с.
- Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст] – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн./ Р.С. Немов – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631с.
- Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
- Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995г. – 291с.
- Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.
- Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192с.: ил.
- Тихомирова, Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. [Текст] – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 240с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1 – М.: Генезис, 1999. – 160с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.2 – М.: Генезис, 1999. – 160с.
- Черемошкина, Л.В. Развитие внимания у детей. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1997.-24с., ил.
- Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] – “Детство-Пресс”, 2001.-384 с.
- Широкова, Г.А./ Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 320с.