Интегрированный урок во 2-м классе (начальные классы + культура народов) "Чорон — волшебный кубок народа саха"

Разделы: Начальная школа


Интегрированный урок изобразительного искусства и якутской национальной культуры разработан для учащихся 2 класса. Мы ставим следующие цели и задачи урока:

Цели урока:

  • знакомство с традиционной деревянной посудой народа саха чороном.
  • умение наносить узор нетрадиционным способом:
  • развитие интереса к традиционной культуре народов Севера.

Задачи:

  • знакомство с деревянной посудой народа саха, как видом декоративно-прикладного искусства народа;
  • знакомство с технологией изготовления посуды и декором;
  • нанесение орнамента учащимися нетрадиционным способом.

Оборудование:

  • мультимедиа-сопровождение через проектор,
  • музыкальная анимация - песня "Кумыс счастья" в исполнении народной артистки Якутии Анастасии Варламовой,
  • деревянные чороны,
  • бумажные заготовки чоронов для нанесения орнамента,
  • палочки,
  • акварельные краски.

Этапы урока соответствуют поставленным задачам. Первый этап представляет учитель культуры народов РС(Я) Габышева Мария Иоиловна, которая рассказывает о национальной посуде, особом отношении к кубку-чорону, священном для якутов напитке кумысе. Дается представление о чороне как заздравном кубке, который используется на главном празднике ысыахе и других торжествах. Демонстрируются деревянные чороны, изготовленные на сувенирной фабрике "Сардана". На слайде 1 демонстрируется чорон из монографии В.Серошевского "Якуты".

Второй этап урока посвящен технологии изготовления чорона, орнаменту. Демонстрируются слайды картин якутских художников-графиков (слайд 2. Васильев В.Р " Мастера", слайд 3.Васильев В.Р. "Сардана" , слайд 4.Карамзин В.С. "Кумысопитие").

Дается краткое пояснение технологии изготовление чорона - материал, ручной способ обработки древесины, нанесение орнамента художественной резьбой по дереву. Символика орнамента, магическое значение основных видов орнамента.

Третий этап урока - устное закрепление материала, затем учащиеся приступают к выполнению заданий теста, представленного на проекторе.

Четвертый этап - нанесение орнамента на бумажные заготовки чоронов, выбор представленных на слайде трех видов орнамента. Ученики пошагово наносят вначале карандашом орнамент, следуя объяснениям и показу на доске нанесения узоров учителем.

После того как выполнены карандашом нанесение узоров, пока учитель Соколова Наталья Владимировна обходит парты и проверяет у учащихся выполнение первой части задания, учитель Габышева М.И. объявляет результаты выполнения теста.

Затем внимание ребят направлено на слайд с изображением национального хороводного танца с чоронами и прослушивание песни "Кумыс счастья" в исполнении Анастасии Варламовой. Учащиеся приступают к раскраске нанесенных узоров орнамента.

В конце урока проводится выставка раскрашенных детьми чоронов и оценка результатов выполнения задания.

Презентация.

Список использованной литературы и материалов

  1. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993.
  2. Яковлев В.С. Тыгын Дархан. - Якутск, Бичик, 1994.
  3. Васильев В.Р. Мастера. Из серии "Старые якутские мастера. 1967.
  4. Васильев В.Р.Сардана. Из серии "Старые якутские мастера. 1967.
  5. Карамзин В.С. Кумысопитие. Из серии "Якутский праздник ысыах". 1968.
  6. Якутский хороводный танец с чоронами. Фотоматериал из буклета "Город на Лене". Якутск, 1982.