Интегрированный урок изобразительного искусства и якутской национальной культуры разработан для учащихся 2 класса. Мы ставим следующие цели и задачи урока:
Цели урока:
- знакомство с традиционной деревянной посудой народа саха чороном.
- умение наносить узор нетрадиционным способом:
- развитие интереса к традиционной культуре народов Севера.
Задачи:
- знакомство с деревянной посудой народа саха, как видом декоративно-прикладного искусства народа;
- знакомство с технологией изготовления посуды и декором;
- нанесение орнамента учащимися нетрадиционным способом.
Оборудование:
- мультимедиа-сопровождение через проектор,
- музыкальная анимация - песня "Кумыс счастья" в исполнении народной артистки Якутии Анастасии Варламовой,
- деревянные чороны,
- бумажные заготовки чоронов для нанесения орнамента,
- палочки,
- акварельные краски.
Этапы урока соответствуют поставленным задачам. Первый этап представляет учитель культуры народов РС(Я) Габышева Мария Иоиловна, которая рассказывает о национальной посуде, особом отношении к кубку-чорону, священном для якутов напитке кумысе. Дается представление о чороне как заздравном кубке, который используется на главном празднике ысыахе и других торжествах. Демонстрируются деревянные чороны, изготовленные на сувенирной фабрике "Сардана". На слайде 1 демонстрируется чорон из монографии В.Серошевского "Якуты".
Второй этап урока посвящен технологии изготовления чорона, орнаменту. Демонстрируются слайды картин якутских художников-графиков (слайд 2. Васильев В.Р " Мастера", слайд 3.Васильев В.Р. "Сардана" , слайд 4.Карамзин В.С. "Кумысопитие").
Дается краткое пояснение технологии изготовление чорона - материал, ручной способ обработки древесины, нанесение орнамента художественной резьбой по дереву. Символика орнамента, магическое значение основных видов орнамента.
Третий этап урока - устное закрепление материала, затем учащиеся приступают к выполнению заданий теста, представленного на проекторе.
Четвертый этап - нанесение орнамента на бумажные заготовки чоронов, выбор представленных на слайде трех видов орнамента. Ученики пошагово наносят вначале карандашом орнамент, следуя объяснениям и показу на доске нанесения узоров учителем.
После того как выполнены карандашом нанесение узоров, пока учитель Соколова Наталья Владимировна обходит парты и проверяет у учащихся выполнение первой части задания, учитель Габышева М.И. объявляет результаты выполнения теста.
Затем внимание ребят направлено на слайд с изображением национального хороводного танца с чоронами и прослушивание песни "Кумыс счастья" в исполнении Анастасии Варламовой. Учащиеся приступают к раскраске нанесенных узоров орнамента.
В конце урока проводится выставка раскрашенных детьми чоронов и оценка результатов выполнения задания.
Список использованной литературы и материалов
- Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993.
- Яковлев В.С. Тыгын Дархан. - Якутск, Бичик, 1994.
- Васильев В.Р. Мастера. Из серии "Старые якутские мастера. 1967.
- Васильев В.Р.Сардана. Из серии "Старые якутские мастера. 1967.
- Карамзин В.С. Кумысопитие. Из серии "Якутский праздник ысыах". 1968.
- Якутский хороводный танец с чоронами. Фотоматериал из буклета "Город на Лене". Якутск, 1982.