Обобщение знаний по теме "Материки и океаны".
Задачи:
- Повторить и проверить знания учащихся о материках и океанах.
- Формировать умение применять знания в нестандартной ситуации.
- Вызвать интерес у учащихся к географии, как науке.
- Воспитывать у учащихся общечеловеческие качества: чувство локтя (команда), выбор и авторитет лидера, взаимопомощь, любовь к природе, дружбу.
Оборудование:
- физическая карта мира с проложенными маршрутами;
- кораблики "Волна", "Черная стрела" (названия кораблей), флаги;
- виды г. Санкт - Петербург;
- "Остров сокровищ" со станциями "Дружба", "Пираты", "SOS", "Откуда вы?", "Тайна", "Животные";
- сундук с "сокровищами";
- Слайды "Из истории путешествий и открытий";
ТСО: магнитофон, фильмоскоп.
Содержание урока
1. Вводная часть урока.
Здравствуй, география!
Ты мне так нужна!
Как человеку воздух,
А рыбам всем вода.Если б не было тебя,
Я б не знала острова,
Сельву, страны, города,
Реки, горы и моря.Здравствуй, география!
Шлю тебе привет!
Я жду тебя и радуюсь,
Что есть такой предмет!
Гимном географов всей страны считается песня М. Львовского и М. Светлого "Глобус".
Звучит первый куплет песни "Глобус".
Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим.
Наверное, в каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может, нечто подобное испытывали и путешественники, чьи жизни отделены от нас временем.
Демонстрация слайдов.
1 - корабли Д. Кука - доказал, что Австралия - самостоятельный
2 - Д. Кук материк.
3 - В.В. Юнкер -19 век, посвятил свою жизнь изучению Центральной и Восточной Африки.
4 - Н.И. Вавилов - 20 век, организовал экспедиции для изучения культурных растений.
5 - Н.Н Миклухо-Маклай - посвятил себя изучению жизни островитян Океании.
6 - группа Амундсена на Южном Полюсе - впервые покорил Южный Полюс.
7 - могила Р. Скотта и его спутников на леднике Росса - не вернулся с Южного полюса Р. Скотт.
8 - М.М. Сомов - начальник первой Советской Антарктической экспедиции.
Демонстрация портретов:
Х.Колумб, Ф. Магеллан, Пржевальский, Тур Хейердал, Лазарев и Беллинсгаузен, Кусто.
Там за далью непогоды
Есть блаженная страна,
Но туда выносят волны
Только смелого всегда:
Разные времена, разные люди, разные причины толкают нас на дорогу открытий и приключений. Мы же отправляемся на поиски клада, хранящегося на далеком острове сокровищ. Его достигнет тот, кто в ладах с книгой, картой, компасом, ведь в дальних опасных странствиях дороже денег ценятся знания, умения и дружба:
Основная часть.
Сегодня в путь отправляются два парусных судна:
- "Волна"
- Штурман:
- Капитан:
- "Черная стрела"
- Штурман:
- Капитан:
Пройдет 6 долгих месяцев, пока мы достигнем заветного острова, а скорость движения будет зависеть от ваших знаний и умений. Начнем мы свой путь из Балтийского порта, прекрасного города на Неве - Санкт-Петербурга. Найдите его на карте и посмотрите виды этого города. (Установить корабли).
Никто на свете не может предсказать. За каким поворотом нас ждет удача.
(Выкатывается бутылка). Но вот судьбы улыбнулась и вам, на берег выброшена бутылка. Что в ней?!
(Раскрываем и достаем записку и план).
Но что здесь написано? Давайте попробуем расшифровать! (Отметить остров на карте).
Ребята, остров сокровищ находится в бассейне о. Гудларк между берегом Новой Гвинеи и Соломоновыми островами. Там обнаружены богатейшие месторождения золота, серебра. Самое крупное месторождение меди.
Вот как описывал этот остров Стивенсон в романе "Остров сокровищ".
(Демонстрация слайда "Берег Новой Гвинеи", зачитать отрывок стр. 67).
Уважаемые штурманы, вот вам маршрутные карты. О, Боже, что с ними случилось? Все надписи стерты! Ребята, мы сможем восстановить схему?!
Покажите ваш маршрут на карте!
(Голос в динамике). "Капитаны шхун "Волна" и "Черная стрела" вы нарушили границу и находитесь в территориальных водах Испании. Просим вас остановиться и сообщить кто вы! Откуда вы?" (Сообщают свой точный адрес).
(Звучат сигналы SOS, учитель надевает наушники, слушает).
Рыбацкое судно в беде, 10 дней они в открытом море, вышел из строя компас, потеряны карты, просят помощи. Поможем?! "Сам погибай, а товарища - выручай!" - гласит народная мудрость. Назовите материки!
(Звучит 3 куплет "Глобуса").
(Учитель смотрит в бинокль).
Ребята, навстречу идет какое-то судно. Что это за звуки? Господи, да это же пираты! Кажется, перестрелка неизбежна!
(Звучит песня "Разбойники", вбегает пират и задает вопросы командам).
Вопросы:
- Самый большой материк?
- Самый маленький материк?
- Самый жаркий материк?
- Самый холодный материк?
- Самый сухой материк?
- Самый влажный материк?
- Самый большой океан?
- Самый маленький океан?
- Кто открыл Америку?
- Кто открыл Антарктиду?
Сражение выиграно, пираты отступают.
Физкультминутка.
Ребята, посмотрите, впереди сказочный остров и называется он "Тайна". Но наш корабль не сможет причалить - слишком мелко! Давайте бросим якорь и сплаваем к острову.
(Прыгаем, плывем, лезем на крутой берег, устали; пьем сок и возвращаемся на корабль).
Но что это я вижу? Страшные волны - цунами - смыли с берегов и выбросили животных на остров. Животные в панике, это не их дом. Давайте поможем им вернуться!
(Капитаны расселяют животных по материкам, картинки расставляют на карту под музыку "В мире животных").
Ну что же, в путь!
Я читаю вам слова, вы к ним прислушиваетесь и находите лишние. Покажите, как вы это узнали!
(Карточки со словами: а) "Ильямпу", "Костюшка", "Чимбарасо", "Аконкагуа"; б) "Нил", "Конго", "Замбези", "Оринока").
(Звучит веселая музыка).
Вот и остров! (Выбегают на берег). А где же сокровища?! (Входит хранитель клада).
- Ну-ка, ну-ка. Поглядим!
Так просто клад не отдадим!
Ключ к замку - словарь по теме.
Чтоб сберечь нам с вами время,
Я читаю вам куплеты.
Говорите вы ответы!
- От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его?
(Овраг).
- Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан.
Фонтан вам тот известен.
(Гейзер).
- По морю идет - идет
До берега дойдет,
Тут и упадет.
(Волна).
- Виден край, да не дойдешь! (Горизонт).
Что ж, ключ ваш. Я убегаю!
Капитаны открывают сундук и достают самое ценное сокровище "Дружба". Как вы поступите с конфетами?
Заключение.
География - наука
Путешествий и открытий.
Про нее вам все расскажет
Географии учитель!Вместе с ним перенесетесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это!Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах.
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.Вам учитель все расскажет.
Объяснит и нарисует
На вопросы все ответит -
Было так и дальше будет!
(Читает и делит конфеты поровну).
(Все ребята выходят к доске, встают полукругом и исполняют песню "Алые паруса").
Вам желаю увидеть лицо всей Земли!
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов!
Алый парус мечты пусть по свету ведет корабли!
Счастья вам. Дорогие ребята! Спасибо!