Музыкально-коррекционное занятие для детей среднего возраста с ЗПР

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


В системе комплексного метода работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.

Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Подобные занятия являются своеобразным итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы с детьми за определенный период. Такие занятия проводятся один раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и преследуют следующие задачи:

  • закрепить знания детей по некоторым темам;
  • обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
  • развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
  • развивать пространственную организацию движений у детей;
  • совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
  • учить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
  • учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
  • формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
  • учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Как и все другие занятия в ДОУ компенсирующего вида, музыкально-коррекционные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности, улучшение качественных характеристик движений. Помимо этого подобные занятия развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема, что обеспечивается тщательным отбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением. При проведении таких занятий следует постоянно учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей, а значит чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.

В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).

При построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

  • умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
  • обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
  • учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
  • обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Занятие “Песенка маленьких часиков”

Задачи:

  1. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой;
  2. Развивать пространственную ориентировку;
  3. Развивать мелкую и общую моторику, музыкальный слух; расширять двигательный опыт детей;
  4. Учить детей сочетать пение с движениями;
  5. Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  6. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Музыкальный репертуар:

  1. “Песенка маленьких часиков”, муз. С.Вольфензон. (сб. Хрестоматия к программе “Гармония”, мл. гр.).
  2. “Зарядка”, муз. Е.Тиличеевой. (сб. “Музыка в детском саду”, 1мл.гр. - М, “Музыка”,1990 г.).
  3. “Ладушки”, рус. нар. мел., в обр. Г.Фрида. (сб. “Музыка в детском саду”, 2 мл.гр., - М, “Музыка”, 1989 г.).
  4. “Тихие и громкие звоночки”, муз. Р.Рустамова. (сб. “Музыка и движение”,2 мл.гр., - М, “Музыка”, 1989 г.).
  5. “Прятки”, рус. нар. мел., в обр. Р.Рустамова. (сб. “Музыка и движение”, мл.-ср.гр., - М, “Просвещение”, 1981 г.).
  6. “Солнышко-ведрышко”, муз. В.Карасевой. (сб. “Учите детей петь”, для детей 5–6 лет, - М, “Просвещение”, 1987 г.).
  7. “Погуляем”, муз. Е.Макшанцевой. (сб. “Детские забавы”, – М., “Просвещение”,1991 г.).
  8. “Есть часы во всех домах”, муз. А.Островского. (Журнал “Дошкольное воспитание” № 6, 2002 г.).
  9. “Часы”, муз. Е.Макшанцевой. (сб. “Скворушка”, – М., “Аркти – Илекса”, 1998 г.).

Музыкальный руководитель под звучание спокойной музыки встречает детей со словами:

М.р.

Наш красивый зал опять
Очень рад детей встречать!
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти и улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!

Тихо звучит отрывок из пьесы С.Вольфензона “Песенка маленьких часиков”.

М.р. Дети, вы слышите? (Ответы детей.)

Да, это действительно наши знакомые маленькие часики. Давайте мы сначала их найдем, а поможет нам в этом уже знакомая музыка.

Дети вместе с воспитателем ищут игрушечные часики под звучание все той же пьесы. Чем ближе они подходят к часикам, тем громче звучит музыка. Дети с воспитателем находят часики. Рассматривают их. Воспитатель предлагает показать язычком как тикают часики.

1. Артикуляционная гимнастика “Часики”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата).

М.р.

“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”
“Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!”

Воспитатель показывает детям  как нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево, не касаясь нижней губы.

М.р. Дети, а для чего нужны часы, вы знаете? (Ответы детей).

Часы нужны нам, чтобы знать, когда спать, когда играть, когда гулять.

2. Музыкально-речевая игра “Часы”, муз. Е.Макшанцевой.

(На развитие чувства ритма и координации движений, отработку имитационных движений).

Слышен звон будильника в записи.

М.р. Вы слышите, наши часики торопят нас сделать утреннюю зарядку.

Ну-ка дружно по порядку
Становитесь на зарядку!

3. Музыкально-ритмическое упражнение “Зарядка”, муз. Е.Тиличеевой

(На развитие умения согласовывать движения с текстом песни,выразительности и ритмичности имитационных движений).

Вновь раздается звон будильника.

М.р. Ребята, вы слышите, как наши часы говорят о том, что пришло время завтрака.

Восп. А что у нас на завтрак?

М.р. А на завтрак у нас сегодня вкусная кашка, которую сварила нам любимая бабушка.

4. Песенка-игра “Ладушки”, рус. нар. мел. в обр. Г.Фрида.

(На развитие певческих навыков, координации пения с движением).

5. Чистоговорка “Каша”

(На развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, интонационной выразительности, координации слова с движением).

“Ша-ша-ша – похлопывание пр. рукой по животу.
Ша-ша-ша похлопывание лев. рукой по животу
Наша каша хороша! гладить живот обеими руками.

Снова раздается звон будильника.

М.р.

Наш будильник вновь звенит –
Поиграть он нам велит!

6. Музыкально-дидактическая игра “Тихие и громкие звоночки”, муз. Р.Рустамова.

(На развитие динамического, ритмического и музыкального слуха, внимания, памяти).

7. Музыкальная игра “Прятки”, рус. нар. мел., в обр. Р.Рустамова.

(На развитие быстроты реакции, ритмичности и выразительности движений,  ориентировки в пространстве).

М.р.

Звон послышался опять –
Значит, время нам гулять!

Что-то на дворе пасмурно, давайте позовем солнышко, чтоб оно вышло из-за тучки и улыбнулось нам.

8. Песня “Солнышко-ведрышко”, муз. В.Карасевой.

(На развитие согласованности пения с движениями, мелкой и общей моторики,  формирования навыка эмоционального пения).

М.р. Ну вот, и солнышко появилось, значит можно смело идти во двор на прогулку. Вставайте парами.

9. Парная пляска “Погуляем”, муз. Е.Макшанцевой.

(На развитие ритмичности и выразительности плясовых движений, чувства ритма и темпа, межличностного общения, согласованности действий с партнером).

Звон будильника.

М.р. Наши часики говорят нам о том, что настало время всем отдыхать. Я предлагаю вам поудобнее сесть и послушать прощальную песенку часиков.

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на коврике и слушают песню.

10. Слушание песни “Есть часы во всех домах”, муз. А.Островского.

(На развитие эмоциональной отзывчивости на песню изобразительного характера, слухового внимания).

Этой песней заканчивается занятие. Воспитатель предлагает взять с собой в группу часы.

Дети уходят из зала.