Конспект урока по русскому языку во 2-м классе (программа Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Проблема исследования: “Все ли группы предложений являются текстом?”

Гипотезы (предположения): да или нет.

Цель: проверить предположения.

Задача:

  1. Доказать верность гипотезы.
  2. Как собрать информацию?
  3. Методы исследования:

План исследования:

Тип урока: “Обобщение знаний о тексте.”

Цель:

  • формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать речь, словесно–логическое и наглядно–образное мышление;
  • воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

– повторение темы прошлого урока;
– описание ожиданий от урока.

3. Актуализация знаний

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

1. Организационный момент

Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)

– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.

– Сегодня на уроке мы с вами будем учеными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Прочитайте стихотворение:

– Значения каких слов вам не понятны?

(Гиперссылки на стр. Интернета)

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое. Мы будем исследовать это предложение.)

– Исследуйте предложение и объясните орфограммы.

Минутка чистописания.

– Собери словечко и узнай задание.

Ч ч
чудо чудесный чудить чудак

– Как называются слова, записанные на доске? (Однокоренные.)

– Выделите корень. (Один ученик работает у доски.)

– Как вы думаете, почему именно это слово мы сегодня писали? Как оно может быть связано с нашим уроком? (На уроке нас будут ждать чудеса.)

– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:

Звуки, слоги, слова, предложение.

– В этой цепочке не хватает одного слова. Расшифруйте, какого, а для этого вспомните алфавит.

20, 6, 12, 9, 20.

Т Е К С Т

– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Текст.)

– Рассмотрите, какие методы исследования могут быть и составьте план исследования.

– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет (работа по группам).

Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном. Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.
Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа! Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!

3. Актуализация знаний

– Ребята, а сейчас откройте учебник стр. 102 упр. 192.

– Прочитайте группу предложений.

– Можно ли их назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)

– Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.

– Какой заголовок больше подходит? Почему?

1) Сборы на прогулку.
2) Мишкина хитрость.

– Сколько частей можно выделить в тексте? (3)

– Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)

– Что такое абзац?

– Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)

– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)

– Кто является участниками речи? (Мама и Мишка.)

– Как называется такой разговор? (Диалог.)

– Чем отличается диалог от монолога?

– Прочитайте текст по ролям.

Озаглавливание текстов. (Работа по группам.)

– Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.

ПАМЯТКА.

  • Прочитай внимательно текст.
  • Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
  • Прочитай текст еще раз.
  • Подбери короткий и понятный заголовок.

1 текст

В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

– Как озаглавили текст?

– Какими критериями руководствовались, выбирая название?

2 текст

День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

– Чем похожи эти тексты?

– Как поступили дети?

– Как бы вы поступили?

– Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов.

– Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.

Редактирование деформированного текста.

Коллективная работа

– Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет?

_____________________________________________________________________________________

3) Снежная баба улыбнулась ребятам.

2) Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.

1) Дети во дворе лепили снежную бабу.

_____________________________________________________________________________________

– О чем этот текст? Определите тему.

– Придумай те название. (Снежная баба.)

– На сколько частей разделен текст?

– Прочитайте начало, основную часть, концовку.

– Найдите опорные слова.

Самостоятельная работа по группам.

(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)

– Предложения перепутаны. Восстановите текст.

1 группа

Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

2 группа

Отец похвалил его за правду. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.

3 группа

Сорока улетела. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. На березу села сорока.

4 группа

Дети полили ее водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?

1 группа

Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

3 группа

На березу села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

2 группа

Мальчик разбил дорогую чашку. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду.

4 группа

Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой.

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

– Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

– Все ли группы предложений являются текстом?

– Какими признаками должен обладать текст?

– Что такое текст? Основные признаки текста (гиперссылка на стр. Интернета).

– Выполнение теста.

– Взаимопроверка работ.

Рефлексия.

5. Итог урока.