Урок информатики в 9-м классе по теме "Табличный процессор MS Excel"

Разделы: Информатика


Цель урока:

Знакомство учащихся с назначением и структурой табличного процессора MS Excel.

Задачи:

  • показать практическое применение программы;
  • обучить основным приемам работы с табличным процессором

Этапы урока:

  • постановка проблемной ситуации;
  • теоретическая основа урока;
  • практическая работа;
  • решение задач с помощью табличного процессора;
  • назначение приложения MS Excel;
  • рефлексия, домашнее задание.

Оборудование:

  • презентация по теме “Табличный процессор MS Excel. Назначение и основные возможности”;
  • раздаточный материал с задачами.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
1 этап Добрый день!
Представьте, что к вам на перемене подошел друг и попросил помощи в решении домашней работы по алгебре. Времени мало, но все же вы согласились ему помочь. Вот эти задания, на их решение у вас всего 4 минуты (приложение 1, слайд1).

Время закончилось, звонок на урок. Что вы успели?
Какие возникли проблемы, трудности?
Возможно, нужен другой инструмент, предоставляющий больше возможностей для работы с числовой информацией? И такой инструмент есть.
Это табличный процессор MS Excel.

Тема урока и цель урока (приложение 1, слайд 2).

Учащиеся выполняют задания на карточках

Идет обсуждение…

Работа в тетради

2 этап Начнем с запуска приложения. Как запустить программу MS Excel?
Интерфейс программы является стандартным для Windows, (приложение1, слайд2, переход по ссылке) перечислим элементы окна: панели, рабочая область.
В отличие от других офисных приложений в табличном процессоре есть строка формул, используемая для ввода и редактирования значений и формул. Книга состоит из 3 листов, но их количество можно увеличить.
Рабочее поле книги представлено в виде таблицы. Строки нумеруются цифрами, их 65536, а столбцы латинскими буквами от А до Z, далее двойное обозначение, всего столбцов 256.
В ячейки пользователь может вводить данные: числа, текст, даты, формулы и др. Адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых она находится (примеры в приложении Excel)
Адрес активной ячейки указан в левом окне строки формул. Диапазон – это несколько смежных ячеек (примеры в приложении Excel)
Идет обсуждение…

Идет обсуждение…

Наблюдают демонстрацию слайдов

3 этап Практическая работа
  1. Ввод данных: в А1 – свое имя; в А2 – дату; в А3 – возраст; в А4 – “гимназия № 7” (изменить ширину столбца; показать, что В4 пуста; обратить внимание на автоматическое выравнивание)
  2. Удаление содержимого ячейки: выделить диапазон и нажать delete
  3. Простейшие вычисления: в ячейки В1–В5 введите числа 121, 122, 123, 124, 125.

Для вычисления суммы необходимо задать формулу. Она может содержать имена ячеек, знаки операций, числа, скобки, имена функций. Важно помнить, что формулы записываются по строго определенным правилам:

  • формула начинается со знака = , завершается нажатием клавиши enter
  • адреса ячеек, значения которых используются в расчетах,
    вводят с английской клавиатуры.

В ячейку В6 запишем “ = В1+В1+В3+В4+В5”; enter. (Проверить результат)

Таблица работает в двух режимах: режим отображения формул и режим отображения значений (прокомментировать на примере ячейки В6)

Ученики выполняют работу на компьютере
4 этап Вернемся к задачам, которые вам предлагалось решить вначале урока, и посмотрим, как они решаются в MS Excel

Задание 1 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист “кв. уравнения”)

Комментарии: создав подобную таблицу, пользователь может решить множество квадратных уравнений.

Задание 2 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист “функция”)

Комментарии: пользователь вводит значения переменной х и формулу, по которой вычисляется значение переменной у, формула каждый раз повторяется, а значит, ее можно копировать в другие ячейки. По составленной таблице при помощи “МАСТЕРА ДИАГРАММ” строится график функции.

Один ученик демонстрирует решения примеров первого задания на компьютере учителя через проектор
5 этап Итак, давайте запишем основные моменты в тетради (приложение 1, слайд 3).

А теперь выделим основные свойства табличного процессора табличного процессора (приложение 1, слайд 4)

В каких сферах деятельности человека можно использовать данное приложение? (Приложение 1, слайд 5)

Небольшая историческая справка (приложение 1, слайд 6)

Работа с тетрадью

Идет обсуждение…

6 этап Вернемся к теме нашего урока. (Приложение 1, слайд 7)
Как вы считаете, мы справились с поставленной целью?
Я уверена, что с выполнением домашнего задания вы тоже справитесь. (Приложение 1, слайд 8)
Пожалуйста, на обратной стороне листа с заданиями напишите продолжение фразы “ Теперь я знаю, что…”
Желаю успехов!
Идет обсуждение…

Приложение 2
Приложение 3