Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” под руководством Б. М. Неменского преподается в нашей школе как интегрированный предмет в области “Искусство” и рассчитан на один час в неделю. Эту программы мы выбрали, так как она является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно–прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Эта программа направлена на духовное развитие личности, развитие художественного восприятия и самовыражения, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства; практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью.
Материалы по годам обучения в начальной школе распределяется следующим образом:
- 1 класс – "Искусство видеть" (учимся изображать видимое);
- 2 класс – "Ты и искусство" (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);
- 3 класс – "Искусство вокруг тебя" (учимся видеть искусство в окружающей жизни);
- 4 класс – "Каждый народ – художник" (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).
Задачей 1-го класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию – через искусство – красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека (4 класс).
В своем преподавании этого предмета я широко использую компьютер. В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому, после знакомства с графическим редактором на уроках информатики, провожу уроки ИЗО в компьютерном классе, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Но компьютер и хорошее средство изучения композиционных средств. На этом этапе возникает ряд проблем: проблема видеоряда; проблема текстов; дефицит времени. Компьютерное сопровождение урока помогает частично снять эти проблемы. Работа с созданными презентациями позволяет учащимся: зрительно знакомится с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры; что дает возможность самостоятельной аналитической работы с информацией: визуальной и текстовой. Поэтому для каждого урока у меня создана коллекция презентаций в Power Point.
В своей статье я представляю тематическое, поурочное планирование по предмету “Изобразительное искусство и художественный труд” для 3-го класса, а также урок по теме “Витрины”.
Тематическое планирование
№ темы | Изучаемая тема | Количество часов по программе | Количество часов по плану |
1 | Искусство в твоем доме | 7 | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 7 |
3 | Художник и зрелище | 10 | 10 |
4 | Музеи искусства | 9 | 8 |
Итого | 33 | 33 |
Поурочное планирование
№ темы | № урока | Тема урока |
1 | 1 | Твои игрушки. |
2 | Твои игрушки | |
3 | Посуда в твоем доме | |
4 | Платок твоей мамы | |
5 | Обои и шторы в твоем доме | |
6 | Поздравительная открытка | |
7 | Твои книжки | |
8 | Урок–экскурсия “Что сделал художник в твоем доме” (обобщение темы) | |
2 | 9 | Наследие предков–памятники архитектуры |
10 | Парки, скверы, бульвары города | |
11 | Ажурные ограды | |
12 | Волшебные фонари | |
13 | Транспорт в городе | |
14 | Витрины | |
15 | Урок коллективной творческой деятельности “Художественный облик города” (обобщение темы) | |
3 | 16 | Карнавальная маска |
17 | Театральная маска | |
18 | Художник в театре. Макет декораций для театра на столе | |
19 | Театр кукол. Изготовление головки куклы | |
20 | Театр кукол. Изготовление костюма кукол | |
21 | Театральный занавес | |
22 | Афиша, плакат | |
23 | Художник и цирк | |
24 | Художник и цирк | |
25 | Урок–мастерская “Как художники помогают сделать праздник” (обобщение темы) | |
4 | 26 | Музей в жизни города |
27 | В музее хранятся картины. Картина – натюрморт. | |
28 | В музее хранятся картины. Картина – пейзаж | |
29 | В музее хранятся картины. Картана – портрет | |
30 | В музеях хранятся скульптуры известных мастеров | |
31 | Музей – хранилище народного искусства | |
32 | Исторические картины и картины бытового жанра | |
33 | Урок-экскурсия “Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников” (обобщение темы) |
Урок 14 “ Витрины”
Цели:
- познакомить с эстетическим оформлением города – витринами магазинов; познакомить с ролью, характером витрин, их назначению и уровню художественной культуры;
- продолжать учить создавать настроение при помощи бумаги;
- продолжать учить различным приемам работы с бумагой: скручиванием, склеиванием, прорезанием;
- создать макеты новогодних витрин; продолжать учить работать в парах.
Оборудование:
- презентации витрин магазинов и предновогоднего города в Power Point;
- мультимедийное оборудование;
- плотная бумага, ножницы, клей, гуашь или акварель, альбомные листы, вырезки из журналов.
Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Вводная беседа
- Мы продолжаем знакомиться с художественным оформлением города. Какую работу художников вы увидели в городе?
- Показ изображений витрин магазинов. Приложение 1. Прокомментируйте, что размещено в этом здании?
- Что общего в оформлении витрин магазинов? Какие есть общие черты, части? (Вывеска, товары).
- А что такое витрина: выставка товаров или украшение? Докажите.
- Какая же тема урока? (Витрины)
Но не просто витрины. Какой мы ожидаем праздник вскоре? (Новый год) и поэтому мы сегодня будем работать художниками– декораторами, которым поручили оформить предновогоднюю витрину.
Для начала посмотрим, как это сделали профессионалы. Обратите внимание на что сделаны акценты в оформлении, что особенно выделено. Приложение № 2.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
Практическая работа
– Итак, сегодня вы работаете в паре.
– Сначала решите для себя, витрину какого магазина в канун Нового года вы будете оформлять: книжного, продуктового, одежды, обуви, игрушек.
– Потом, что будет выразительным – цвет или форма? Не забудьте, что витрины смотрят издалека, поэтому мелких деталей делать не надо. А также не забывайте, что вы должны создать новогоднее настроение.
– Далее надо решить, какие материалы понадобятся для оформления.
– Чтобы витрина была выразительной, попробуйте поискать интересную композицию.
– Работайте сообща. Помните, что вы работаете в команде.
Итоги урока
Рассказ художников-декораторов о своей витрине: о магазине, о формах передачи настроения и назначения витрины.