Цель:
- Развитие понимания многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.
- Подчеркнуть, почему эти различия хороши и важны для нас как отдельных индивидов, обладающих собственными чертами.
- Акцентировать внимание на общих чертах, характерных для всех граждан нашей страны.
- Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.
Ход занятия
1. Вводная беседа:
– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что все мы такие разные, но, в то же время, у нас есть и много общего. Послушайте отрывок из песни “Мы твои рядовые, Россия” (слова И.Шаферана, музыка С.Туликова).
<…>
Мы живем на огромной Земле,
Даже внешне друг друга не зная.
Кто шагает в твой цех по Москве,
Кто растит урожай на Алтае,
Кто спускается в угольный штрек,
Кто ведет пароходы морские,
Но одно нас связало навек:
<…>Перед Родиной все мы равны,
Мы твои рядовые, Россия!
– Ребята, обратите внимание на пословицы, которые сегодня украшают наш кабинет. Сколько замечательных пословиц и поговорок существует, и все они несут определенный смысл, может чему–то учат нас, ведь недаром их называют народной мудростью. Давайте подумаем, какая мысль объединяет все эти пословицы.
“Все мы люди, все человеки”
“Что ни человек, то и Я”
“И я и он такой же человек”
В лесу лес неровен, в миру люди”
“Человека под стать и масть не подберешь”
“На стан, на облик нет образца”
(Даль В.И. Пословицы русского народа)
2. Актуализация темы:
– Мальчики и девочки, попробуйте написать на приготовленных для вас карточках свое ИМЯ. Раскрасьте свое имя цветными карандашами, оформите его так, как вам хочется. Вы можете украсить его дополнительными деталями, а можете нарисовать вокруг него свои любимые вещи, изобразить милые сердцу места и края и т.д. (с целью организации наиболее эмоционально комфортной и творческой обстановки, снятия напряжения можно включить фоновую музыку)
1. После выполнения творческого оформления карточек со своими именами учитель рассаживает всех в круг и просит каждого показать свое “имя” и рассказать о своих любимых вещах. Далее учитель задает перечисленные ниже вопросы с целью развития понимания детьми их сходств и различий. Дети высказываются по мере готовности. Главная задача педагога – обеспечить эмоциональную защищенность каждого выступающего (не допускать оценивание и негативные высказывания детей по поводу чужих работ).
- Что вы узнали о других ребятах в ходе этого задания?
- Что вы знали о них до этого?
- Когда каждый представлял свою работу, услышали ли вы что–то, что может подходить и для вас? Может, вы любите одинаковые вещи, а может разные?
2. Далее учитель просит детей представить себе ситуацию, что на земле все люди одинаковые, похожи и душой и внешностью друг на друга как “две капли воды”. Это задание может вызвать большой интерес, многим захочется высказаться, важно внимательно выслушать идеи ребят. Учителю необходимо выделить наиболее интересные идеи, раскрывающие сущность данного проблемного вопроса, резюмировать высказывания, подвести итог дискуссии и отметить, что наши различия полезны и необходимы.
3. Преподаватель просит детей сгруппировать разложенные на столе фотографии по очевидным признакам. На столах можно разложить фотографии, вырезки из газет, журналов, репродукции картин.
– Ребята, теперь нам предстоит поработать в командах по 4–5 человек (для сокращения времени на распределение по командам можно использовать отработанные “разбивки”: на розданных всем участникам карточках написаны названия разных городов, произнося вслух “свой город”, каждый участник ищет свою команду). Каждая команда получает набор карточек с фотографиями разных людей нашей большой страны. Сгруппируйте картинки по общему признаку. Например, мальчики и девочки, цвет волос, возраст, род занятий, увлечения.
После выполнения задания учитель организует небольшую дискуссию, задает наводящие вопросы: “Что было общим для детей на картинках, а что было различным?”. Преподаватель подводит детей к мысли, что, несмотря на то, что мы все (люди нашей многонациональной страны) такие разные и неповторимые, у нас есть много общего. Часто на первый взгляд разные люди встречаются, знакомятся, узнают постепенно друг о друге, находят что–то общее (интересы, увлечения, хобби, общие взгляды, жизненные ценности и т.д.), что сближает их. Но каждый из них остается при этом индивидуальностью, потому что очень важно “сохранить свое лицо, “не раствориться в другом”.
– Послушайте стихотворение Л.Рыжовой “Будем знакомы”.
Я тебя вчера
Еще не знала –
Мы сегодня
Повстречались тут.
– Здравствуй! –
Смело ты сказала.
– Здравствуй.
Как тебя зовут?
Имя на имя –
И будто давно мы
Любим с тобою
В танце кружить
Будем знакомы?
Будем знакомы!
Будем знакомы –
Будем дружить.
3. Правовой практикум:
– Каждый из нас не только человек, но и гражданин своей страны. Каждый гражданин и просто человек действительно имеет и сохраняет свою уникальность, неповторимость и особенность. Каждый из нас имеет свои собственные особенности характера, поведения, свой собственный образ мыслей и многое другое, но есть что–то, что нас объединяет. Это то, что мы являемся гражданами Российской Федерации. Каждый гражданин имеет свои права и обязанности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Давайте посмотрим на права из Конвенции о правах ребенка. Какие права говорят о сходствах детей? Какие права говорят об их различиях?
Работа организуется в микрогруппах по 4–5 человек (если предыдущая разбивка была успешной, можно попросить детей образовать те же команды). У каждой команды на столе должен находиться сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка или резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка [1]. После того, как каждая команда выскажет свое мнение, выдвинет аргументы и найдет подтверждение своих мыслей в имеющихся документах, возможна небольшая дискуссия. Учитель, опираясь на высказывания детей, подводит их к мысли, что всех граждан объединяет соблюдение и признание общих прав, т.к. все рассматриваемые права основаны на общности потребностей всех людей, не смотря на то, что мы такие разные. Таким образом, соблюдение и признание прав – это гражданский долг каждого из нас.
4. Гражданский практикум: “Ярмарка нарядов”
Материалы:
- Большой лист цветной бумаги
- Надпись: “Это Мы”
- Вырезанные из белой плотной бумаги силуэты дымковской игрушки (количество заготовок соответствует количеству участвующих детей)
- Краски
- Кисти
- Клей
Организация пространства:
- 1 этап (индивидуальная работа с силуэтом): традиционное расположение в классной комнате;
- 2 этап (размещение силуэтов на общем листе): размещение учащихся для коллективной работы в кругу [2]
Ход мероприятия
Учитель обращает внимание детей на сходство заготовленных силуэтов дымковской игрушки, что все игрушки похожи друг на друга. Интересуется у детей, имеют ли они представление о том, что представляет собой дымковская игрушка. В ходе обсуждения учитель отмечает, что у каждой игрушки есть и сходство и различие. Это различие будет заметно, когда каждый из детей создаст свой собственный наряд для игрушки, придаст ей определенный характер, внешние и внутренние особенности. Таким образом, при общем, объединяющем их сходстве, будет на лицо единственные и уникальные особенности, созданные руками детей. Игрушка будет иметь неповторимый облик, выражающий ее особенный внутренний мир, сохраняя общее с другими, т.к. игрушки выполняются в единой технике и росписи. Задание для каждого ребенка заключается в том, что он должен доработать силуэт игрушки, затем нарисованная игрушка прикрепляется к общему листу бумаги (каждый ребенок самостоятельно выбирает место расположения своей игрушки на общем листе в ходе коллективного обсуждения). Учитель демонстрирует всем участникам получившуюся “ярмарку нарядов”, отмечая достоинства каждой игрушки. В конце занятия необходимо обобщить сказанное в ходе работы и обратить внимание детей, что сходства и различия нужны и важны для каждого из нас как для настоящих граждан своей страны. Таким образом, проводя параллель между дымковской игрушкой и каждым из нас как гражданином своей страны.
Список литературы
- Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. М., 2003.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Ярославль, 2004.