Математика – царица наук,
Арифметика – царица математики”
Описание игры:
На сцене 14 табло с числами “1”. “2”. “3”, “4”, “5”, “6”, “7”, “8”, “9”, “10”, “11”, “12”, “13”, “14”, “15”, “16”, “17”, “18”, “19”, “20” .
Под каждым табло одна из букв “З”, “Г”, “И”, “Ш”, “К” “Б”, обозначающими:
“З” – раздел “Знание” (теоретические вопросы по математике), 9 штук
“Г” – раздел “Геометрия” (теоретические и практические вопросы из курса геометрии), 6 штук.
“И” – раздел “История” (вопросы из истории развития математики), 2 штуки.
“Ш” – раздел “Шанс” (дополнительный вопрос из любого раздела), 1 штука.
“К” – раздел “Капитал” (2 шкатулки, в одной 5 жетонов),1 штука.
“Б” – раздел “Банкрот” (команда лишается всех жетонов),1 штука.
1 тур
От каждого класса выбираются 3 человека, которые выбирают табло и отвечают на вопрос из указанного раздела.
За правильный ответ команда зарабатывает жетон, за неправильный ответ – смена игроков команды.
2 тур
(Команде задается 1 вопрос)
Во втором туре вопросы на смекалку, из курса “Занимательные задачки…”
Победитель определяется по той же схеме, что и в первом туре.
3 тур
Состоит из 1 вопроса. Победитель получает 3 жетона, проигравший лишается 3-х жетонов.
“Супер-игра”
Содержит 1 задачку.
Победитель получает 10 жетонов.
Перед 2 и 3 турами проводится игра с залом.
Оборудование:
- метроном
- портреты: Пифагор, Евклид, Эратосфен, Ковалевская, Ломоносов.
- большие линейки (по 30см)
- углы и 2 транспортира.
- платок
- кубик
- ребусы
- квадрат и ножницы
- маленькая доска
- жетоны
- табло: большие – 14 шт. , маленькие – 5шт.
- сигнальные карты или звонки
Ход мероприятия
(Музыкальное сопровождение.)
1 Тур
(Командам задается по 3 вопроса.)
Раздел “Знание”
- Какие числа называют взаимообратными? (произведение которых = 1)
- Что называется отношением 2-х числе? (частное 2-х чисел)
- Как найти число по дроби и по значению дроби? (значение дроби: на дробь)
- Как найти дробь от числа? (число х на дробь)
- Какие числа называются взаимно простыми? (НОД, которых = 1)
- Какие числа называются составными? (которые имеют 3 делителя и более)
- Какие числа называются простыми? (2 делителя: само себя и 1)
- Основное свойство дроби (если числитель и знаменатель дроби х или : на одно и то же число, то получится дробь равная данной)
- Что значит сократить дробь?
- Какая дробь называется несократимой? (НОД числителя и знаменателя = 1)
Раздел “История”
- Что обозначает слово “Унция” (1/12 любой величины)
- Кто из ученых математиков положил начало созданию теории чисел? (Пифагор, Евклид, Эратосфен)
- “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” Кто из ученых сказал эти слова? (Ломоносов)
Раздел “Геометрия”
- Из данных фигур выбери пирамиды
- Измерь диаметр круга. Что такое диаметр?
- Измерь радиус круга. Что такое радиус?
- Измерь угол.
- Из данных фигур выбери правильные многоугольники.
- Чему равен развернутый угол?
- 1 ар(а)=100 кв.м
2 тур
1. “Задача”.
Сумма очков на противоположных гранях кубика равна 7. Сколько очков на нижней грани?
2. Ребусы: “Слово”.
3. Ребусы: “Пример”
4. Какая геометрическая фигура получается, если у квадрата отрезать углы?
“ДОГАДАЙСЯ” (восьмиугольник)
5. Как разделить число 1888, чтобы получить 1.
6. Легенда гласит: Его ученики уверяют, что у него золотое бедро, что река вышла из берегов, приветствуя его, когда он к ней подошёл…
Вопрос: О каком великом математике древности идёт речь?
Ответ: Пифагор
Игра с залом
(У каждого ребенка в зале в руках геометрическая фигура, которую он поднимает вверх при верном ответе.)
- 36 : 6 =
(4, 8, 9, 6) - Геометрическая фигура у которой все стороны равны и углы прямые. (Треугольник, окружность, квадрат)
- Прямой угол равен? (100, 180, 99)
- Угол измерятеся… (линейкой, циркулем, транспортиром)
- Площадь измеряется в ... (см, м, дм, см2)
1 а = 100 м2
1 га = 10000 м2
1 га = 100ар
- Сумма 1, 2 и 18 =
(20, 40, 100, 3, 19,2) - Числа 2 и 3 взаимно простые потому, что наибольший общий делитель = 1
- Можно ли продлить луч? (Нет, в обе стороны, только в одну.)
- Произведение 1,2 и 3
(36, 63, 0,36 3,6) - Дробь 3)4 (десятичная, неправильная, правильная (
Игра с залом 2
Задумайте число меньше 10, кроме 0, умножьте его на 3 к результату + 2, полученное умножить на 3, к результату прибавить задуманное число. Первую цифру итога зачеркните к оставшейся прибавить 2, полученное разделите на 4, к результату + 19.
Сколько у вас получилось?
(У вас 21.)
3 Тур
Вопрос: Перед вами портреты математиков мира. Выберите из них только Российских ученых математиков. (Эйлер, Лобачевский, Чебышев, Ковалевская, Виноградов, Лебедев.)
Супер-игра
5 землекопов в 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов в 100 часов выкапывают 100 м канавы?
Ответ:
5 землекопов за 5 ч. – 5 м
5 землекопов за 1ч. – 1 м
5 землекопов за 100 ч – 100м
В конце игры команды подсчитывают заработанные жетоны – определяется победитель.
Подобные игры можно составить для учащихся 5–11-х
классов.
Игра проходит живо, интересно, ярко. Пользуется
успехом у детей.