Формирование познавательной активности учащихся в иноязычной деятельности как одно из условий развития личности, способной к самопознанию и самореализации

Разделы: Иностранные языки


Формирование познавательной активности учащихся в иноязычной деятельности – одно из условий развития личности, способной к самопознанию и самореализации. Между тем, практика работы (даже в классах с углубленным изучением языка) показывает недостаточный уровень учебной мотивации ряда учащихся и недостаточный уровень навыков самообразования

Поскольку, познавательная активность – это не только ЗУНы, но и то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике ( т.е. способы деятельности ученика в работе с учебным материалом.), ученика необходимо вооружить не только знаниями, но и способами овладения ими, т.е. формировать у школьников компетентность в сфере познавательной деятельности.

Следовательно, задача учителя – изучить проблемы формирования познавательной активности учащихся, способы активизации познавательной деятельности школьников, дидактические условия успешной реализации способов деятельности, методы управления познавательной деятельностью и технологии использования опор; разработать основные этапы по развитию познавательных интересов; подготовить диагностический инструментарий (диагностику сформированности мотивации и познавательных интересов учащихся) и обучить учеников методам самообразования, развивая познавательную активность в единой системе урочной и внеурочной деятельности.

Организация поэтапной подготовительной работы по обучению детей методам самообразования включает: овладение различными способами выполнения домашних заданий, организацию работы с дополнительной и справочной литературой, подготовку рефератов и др.; б) овладение умениями и навыками самостоятельного творческого труда в процессе выполнения творческих заданий; подготовку к выполнению заданий повышенной сложности. С этой целью разработана система памяток, алгоритмов, схем, опор, методические рекомендации для организации самостоятельной работы учащихся. Учащиеся овладевают приемами активной познавательной деятельности, в т.ч. методами работы со специальной литературой и справочниками в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Для успешного овладения знаниями учебный процесс строится прежде всего с учетом

итогов диагностики “Методическая характеристика класса” (МХК). Изучение учащихся на ее основе позволило индивидуализировать процесс обучения с учетом учебных и личностных свойств учащихся и выявленных проблем каждого ученика.

Повышение мотивации ученика не только к изучению предмета, но и формирование познавательной потребности в учении и интереса к самому процессу учения – следующая задача учителя. А это требует от педагога тщательного отбора учебного материала, его трактовку и последующую отработку в учебном процессе, привлечение современных средств и технологий обучения, использования соответствующих форм и методов работы. В основе учебного процесса – реализация принципов личностно-деятельностного подхода в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся как главного фактора формирования ключевых компетенций – основы самореализации; применение личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных технологий, творческое применение проектного метода обучения, способствующих формированию навыков проблемно-поисковой деятельности, стремления учащихся к самореализации через использование системы творческих заданий (проектов), использование нетрадиционных форм уроков с включением обучающих и тестирующих мультимедийных программ.

С учетом поставленных перед учителем задач организация учебно-воспитательного процесса меняется.

1. Включение учащихся в активные формы познавательной деятельности осуществляется с помощью различных средств, приемов, способов; выполнения заданий, выходящих за рамки предмета, в т.ч.:

а) активные формы обучения (на младшей ступени – элементы игровых технологий, на средней ступени – задания соревновательного характера, на старшей ступени – задания, способствующие самовыражению и самоутверждению учащихся – проекты, рефераты и т.д.);

б) использование познавательных задач для активизации учения (создание коллективного проекта по заданной ситуации, проблеме, интерпретация информации), например, “Кинофестиваль авторских фильмов на английском языке “Я вижу мир”, который представляет собой процесс создания авторских фильмов по заданной теме, их коллективный просмотр и обсуждение. Перед учениками ставятся задачи: самостоятельно выбрать тему будущего фильма, снять и смонтировать фильм, озвучить и продемонстрировать его. Метод проектов, используемый на уроках и во внеклассной работе ориентирован на применение и приобретение учениками новых знаний, дает возможность освоения новых способов в человеческой деятельности в социокультурной среде, овладение организационными умениями и навыками, формирование личностных качеств, которые развиваются лишь в деятельности (групповой проект);

в) отбор заданий, активизирующих учащихся (исследование проблемы, коллективный рассказ . Например, творческие задания разных уровней сложности.

– Imaginative serial or continued story (учитель начинает рассказ, ученики придумывают концовку рассказа)

– Develop the idea. (дается сюжет, герои, ситуация. Задание “Develop the idea.”

– Творческие сочинения: “I’m special”, “My best dream”, “Ann about Ann (ученик пишет о себе)”.

– Художественный перевод текста/стихотворения.

– Творческая интерпретация содержания темы.

– “Неожиданный вопрос” (ученики придумывают неожиданные вопросы для партнеров, например: “Эти парты, эта классная комната, школьные коридоры…Что они знают о нас?”.

– “Начинаем урок” (Задание: придумайте начало нашего урока . Пример ученика:

“Этот красивый осенний букет я собрала по пути в школу. Он вам нравится? Как вы думаете, о чем я думала, когда собирала его? А о чем думаете вы, когда на него смотрите?”;

– отбор средств управления познавательной деятельностью учащихся (дидактический материал – карточки тематические, инициативные, лексические, грамматические, микротексты для тренировки, функциональные опоры):

На старшем этапе обучения используются ориентирующие карточки (ОК) с названием темы, подтемы, указанием страниц учебника, где можно найти этот материал; структуры, инструкции к пользованию ОК. Работа с использованием карточек может быть дифференцированной: высказывание по плану с аргументацией, для детей со слабыми учебными возможностями – произвести отбор структур, которые полнее выражают смысл сообщения и соединение их в логической последовательности; памятки и инструкции по работе с учебным материалом и др.;

– использование творческих заданий (дебаты с группой поддержки и с оппонентами, творческие сочинения, художественный перевод стихотворения)

Ежегодно проводимый в школе конкурс на лучший проект (в том числе, в форме творческого сочинения, эссе, реферата) по теме “Самый, самый …”, требует от учащихся 9-11 классов оригинальности идеи, актуальности содержания, логики построения, доказательств и аргументов; разнообразия употребляемых речевых образцов, лексической и грамматической правильности используемого материала и т.д. Учащимся предлагается рассказать о самых выдающихся, с их точки зрения, событиях, деятелях культуры, актуальных проблемах современности, удивительных явлениях природы, важных функциях английского языка в жизни современников и т. д.

Проекты учащихся показывают, насколько успешно учащиеся овладели навыками самообразования, каков уровень сформированности умений и навыков их познавательной активности и позволяют учителю своевременно корректировать процесс обучения.

Примеры творческих работ учащихся:

Творческий проект “A Guide to Noyabrsk”учащиеся 9 класса предварили следующим вступлением: “There is the onlу place in the world where everyone feels comfortable. It is the place where you were born and live and surely this is the best place in the world. Our native town is Noyabrsk. There is no need to compare it with Moscow, Omsk, Perm or any other city or town. Noyabrsk is not so large but it is special because of its special atmosphere, typical for small nothern towns. For us it is associated with its people, sights, traditions, its history ... May be, there isn’t much to show the guests of our town but we are proud of that part of places and things we have got in Noyabrsk.

So we tried to create a kind of a guide to our town for the tourists and strangers. Let them know something important about our town. Let them see what we value, appreciate and love. Let them walk around the town with our Guide and enjoy its atmosphere and be aware of our achievements. We’ll try to show them some pages of our history, help them to understand what the basis for present achievements of Russia was. It’s oil and gas – a real treasure of the North and the result of the work of the people who were pioneers in developing the Northern Area and who succeeded in realizing the goals set before them:economy and transport of our town.

Исследовательский проект учеников 11 класса “The best thing we could do” (фрагмент защиты проекта (обоснование):

What is the best thing in the world? It’s our life itself. Each human-being is given the only life. It’s too short and we should value each moment of it. Actually we come across a lot of obstacles and undergo numerous stresses which hurt our health and cause the death of people. Our life depends not only on the people surrounding us, but on the environment too. This is the main thing we should concentrate on nowadays. And, surely it is the worst thing in the world which is dangerous for everybody.The latest events all over the world show the global climatic changes on our planet. The changes are so rapid that the mankind won’t be able to survive if we don’t take measures to improve the situation immediately. Our life is the smallest part compared with Universe. But it is our life. And it is up to everybody to defend it. May be we shall start doing it step by step, each of us can make a valuable contribution to solving this problem. The trends and tendencies revealed by the given graphs in the project show: the changes in the climate are projected to raise sharply. If the trends hold, we’ll face new, more terrible problems.It can be a frustrating and painful experience. I’m sure of it. And I’d like to draw the attention of my classmates to this problem. I think when they learn these statistics they won’t be indifferent. They’ll realize the danger of the present situation and they’ll act. It would be the best thing we could do!

Творческое сочинение “I am the Child of my parents” (ученика 11 класса Д.А.):

I’m going to speak about the best thing in my life – the family. I’m sure: our future is in our present. It depends on our children. Why do you think, our President spoke too much about demography in Russia? Why has a new National Project, concerning demography, come into being? I think, it’s not by chance. Taking care of children is not only a National Project, it’s a national idea.

Authorities’ attention to this problem helps to solve it. But to my mind, the growth of the population is only the part of a problem. If we don’t provide necessary conditions for bringing up our children, we won’t succeed in this Project. Take, for example, family problems, Most of the people say that the family is very important to them. For me – too! It gives me a sense of belonging and a sense of tradition. It gives me strength and purpose. It shows me where I am. Love, communication and good relationships have their beginning in the family. I am happy to have a friendly family and loving parents. I wish all children had such families, but unfortunately, we face a great amount of family problems nowadays. Statistics is alarming all over the world. ...

These facts are connected with the changes of the world and our society, сombined with family or school problems. Some specialists explain that the system of our life forces young people to choose their own lifestyle and it produces many problems. A lot of teens think and say that their parents let them do anything they want and the parents are quite indifferent to their children’s problems.

We often speak about a “geheration gap” – a gap between the views of the younger generation and the views of their parents. Teens often concider their parents to be old-fashioned, unaware of the latest fads and fashions which preoccupy them. They develop different values. They are influenced by values expressed by their friends, the mass media. To my mind, the family is the beginning of the best things as well as the worst ones in our life.

Can our family provide conditions in which children can be born and brought up? Are they able to help their children’s education? Do parents teach their children values as well as daily skills, common practices, such as respect for elders? I’m not sure that all of them do it.

The matter is that in many families both parents work outside the home. Besides, the majority of women have to work because it is an economic necessity. When both parents work they have less time to spend with their children.

One more problem is the increase in the number of families that are headed by only one person, usually the mother. They have financial difficulties. About half of marriages today ends in divorce and it is one of the stressful events in the family life.

There exist some more serious problems, among them are the lack of responsibility and infantilism of men. There is nobody in the family to rely upon. It influences the child’s character. When there is no support in the family, the children will find it outside, where there are many other children, who are also left by their families and who can understand them. ....

I think, it’s natural for teens to have problems: they haven’t any life experience, they depend on their parents or friends but they need the help of grown-ups, the help of the community and the society they live in. They need a good family, first of all. And the most important job for a family is to give emotional support and security. Everyone needs it, it doesn’t matter whether you are a child or an adult.

If you are loved you will be happy. And you could say: “I’m the child of my parents. They love me. And that’s why I am what I am”.

– Особое внимание уделяется активизации творческого отношения к учебе через раскрытие личностного смысла изучаемого на уроке материала, его трактовку учителем, применение знаний в частично/полностью измененной ситуации и включение в содержание урока заданий и упражнений творческого характера. Например: задание на применение знаний в частично измененной ситуации. (конспект урока):

Тема “Музыка” (2 урока).

Защита проектов “Музыка в нашей жизни”.

Цель:

  • совершенствование коммуникативной компетенции в ходе контроля умений и навыков практического использования приобретенных учащимися знаний по теме.
  • активизация интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся;
  • развитие инициативы и творчества учащихся;
  • формирование чувства прекрасного, гражданской позиции.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: подготовка учащихся к активному усвоению знаний в ходе аудирования проектов, к участию в оценке проектов. Создание положительного эмоционального фона занятий.

2. Этап проверки знаний (презентация проектов)

Цель: выявить качество обобщения и систематизации знаний, умения применять знания в ходе подготовки и презентации темы; уровень осмысления материала темы; знания учащимися фактического и дополнительного материала по теме; творческий подход к содержанию материала темы.

3. Этап оценки знаний.

Цель: развитие умений дать аргументированную оценку и самооценку проекту. Постановка дальнейших задач по совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся.

Содержание урока:

1. Защита проектов учащихся:

  • “Рок музыка в моей жизни”
  • “РЭП – это мое!”
  • “Поп-музыка: за и против”
  • “Я – за классику.”
  • “Музыка моего детства”
  • “Музыкальная культура Ямала”

2. Обсуждение проектов.

3. Самооценка и оценка проектов.

4. Подведение итогов.

Урок 2

Создание коллективного проекта по заданной учителем ситуации с дальнейшим выходом на новые ситуации общения.

Ситуация “Revelation” (“Откровение”).

Школьный ТВ центр создает новый проект “Откровение”. Вы – участники проекта. Создайте вариант проекта, включив в него предложенные вам варианты.

  1. Music is a higher revelation than all wisdom and philosophy.
  2. Which music is yours?
  3. People are often categorical expressing their opinion about music. What is the way out of the situation?
  4. In what way does music help to understand the life and each other?

Ведущий: организует дискуссию (работает по алгоритму):

– Представьте передачу.

– Используйте цитату Бетховена для обоснования названия темы.

– Предложите обсудить рассматриваемую проблему.

– Привлеките к обсуждению всех участников.

– Выскажитесь о своих музыкальных предпочтениях.

– Предложите свой способ найти взаимопонимание между музыкальными вкусами участников проекта.

– Сделайте заключение.

Инициативные карточки для участников.

  1. “По вашему мнению, рок агрессивен и чреват последствиями. Он может стать наваждением”.
  2. “Вы считаете, что музыкальные предпочтения зависят от возраста”.
  3. “Вы уверены, что РЭП – средство самовыражения и решения проблем”.

(Задания для участников сформулированы с учетом проведенного ранее анкетирования и наблюдения за учащимися в ходе изучения темы).

Задания даны для создания ситуации обсуждения (дискуссии) проблем и расширения круга рассматриваемой проблемы. Пример из дальнейшей работы учеников над ситуацией: участница дискуссии, отстаивающая музыкальное направление РЭП, в качестве аргумента продемонстрировала свои собственные стихи и исполнила их в стиле РЭП, где и попыталась доказать, как данный музыкальный стиль помогает ей самовыражаться и решать проблемы.

Таким образом, работа по формированию познавательной активности учащихся в учебно-воспитательном процессе и эффективное управление познавательной деятельностью способствует формированию устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета и к процессу учения, повышению качества знаний учащихся, овладению навыками самопознания, самореализации, формированию навыков самостоятельной работы со специальной и справочной литературой по предмету.

Список литературы:

  1. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М..: Просвещение,1988.
  2. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М..: Просвещение, 1985.
  3. Татьянченко Д. В. Общеучебные умения. Челябинск, 1996.
  4. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Педагогическое общество России, М., 2005.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 2000.
  6. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов, М.: Просвещение, 2000.
  7. Блохина Е.В. Как научить учиться, ИПКРО г. Курган, 2003.
  8. Блохина Е.В., Уколова А.М. Активизация познавательной деятельности учащихся, ИПКРО, Курган: 2004.
  9. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М., 1978.
  10. Пидкастый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении, М., 1980.
  11. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
  12. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Просвещение, 1979.
  13. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988.