Цели:
- расширить и уточнить представления детей о воде, познакомить учащихся с её свойствами;
- формировать интерес к природе, прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды, навык распознавания рода имён существительных;
- развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас умение анализировать увиденное и делать выводы;
- воспитывать экономное использование воды и бережное к ней отношение;
- содействовать сохранению здоровья учащихся.
Оборудование: оборудование для проведения опытов, картинки-отгадки природных явлений, схемы: “Тела и вещества”, “Правила определения рода существительных”, сигнальные карточки-род существительных, таблицы: “Расход воды”, “Свойства воды”, выставка воды в разных состояниях “Вода…Вода…Вода…”
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II.Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы повторим правила распознавания рода имён существительных и потренируемся в определении рода существительных, а еще узнаем секреты вещества, которое часто используем в своей жизни в разных целях, узнаем о нём что-то очень важное и интересное.
III. Минутка чистописания
– На минутке чистописания мы будем писать узор, который состоит из букв эль заглавной и строчной. Посмотрите на доску и скажите, что он нам напоминает?
(Дети отвечают, а в случае затруднения учитель предлагает загадку.)
– По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пройдет. (Волна.)
– Правильно, это набежавшие на берег волны. Пишем без отрыва, плавно, красиво и аккуратно целую строчку. Лл Лл Лл.
Кто-то шепчет нам среди волн:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (РЕБУС) – см. Приложение
1.
Дети: Это вода.
Учитель: Правильно, сегодня речь пойдет о веществе, без которого не возникла бы и не сохранилась до наших дней жизнь на планете Земля. Мы поговорим о воде.
(Тема “Вода и ее свойства” появляется на доске.)
– Так как речь сегодня пойдёт о воде, то мы запишем пословицы и поговорки о воде, объясним их смысл:
1. Устная работа (смысл):
Где вода есть, там саду цвесть. (где есть вода, там есть жизнь)
Где вода течет, там и трава растет.
Огонь – беда, вода – беда, а хуже нет беды, как ни огня, ни воды.
2. Назовите сущ. (подчеркиваем на доске):
3. Определите род имен сущ. (Работа с сигнальными карточками).
4. Запишите только одну пословицу по выбору.
IV. Работа над темой урока
Учитель: А что же такое вода?
(Ответы детей.)
– Что вы видите на рисунке? (На доске рисунок, см. Приложение 2.)
Дети: Это банка, стакан.
– А что в нем находится?
– В нем вода.
– Нет, вы не можете сказать, что это вода.
– Там жидкость. По рисунку нельзя узнать, какая там жидкость. (березовый сок, солевой раствор и т.д.)
Учитель: Как узнать, какая жидкость находится в стакане?
(Дети называют признаки, которые помогают определить жидкость. Версии рассматриваются и группируются. Учитель фиксирует на доске.)
– Попробовать, понюхать, рассмотреть на свет….
– К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
– Давайте определим род этих существительных, но сначала вспомним правило.
Повторение правила по следующей схеме (висит на доске):
м.р. (он, мой) | ж.р. (она, моя) | ср.р. (оно, моё) |
и запоминалка:
Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род “Оно моё”-это правило твоё.
– Я буду называть существительные, а вы запишете их в тетрадь и укажете род: вкус, цвет, запах, прозрачность (1 ученик у доски).
Учитель: Этими свойствами, признаками обладают любые жидкости.
22 марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны - это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова ведущий сопровождает показом опыта.)
Вода входит в состав многих природных явлений. Если бы не было воды, мы никогда бы не увидели легкой дымки тумана, загадочных узоров на стекле, изморози и многого другого. Чего именно, вы сейчас догадаетесь сами.
Цель: подготовить к изучению следующей темы “Вода в разных состояниях”
– Запишите слова-отгадки (самостоятельно) в три столбика по родам (демонстрируются слайды или картинки-отгадки на выставке “ Вода… Вода… Вода…):
Что бежит без прогону? (Вода.)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)Без крыльев - летит,
Без ног - бежит,
Без паруса - плывет. (Облако.)Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки.)Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)В новой стене,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
– Проверка написанного.
– Какие ещё слова, связанные с водой вы знаете, а мы их не назвали? (дети называют град, айсберг и т.д.)-обращают внимание на выставку-подсказку “Вода…Вода…Вода…”
Определите род имен существительных (устно).
Обратная связь. Сигнальные карточки. Проверка.
Родник, ручей, река - простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий ученый всегда стремится разгадать их.
Поэтому сейчас предлагаю вам стать исследователями и самим выявить свойства, присущие чистой воде, а поможет нам в этом учебник на с. 104-105. (читают).
V. Физкультминутка
Игра на внимание “Вода – не вода”. Учитель называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: дождь, колодец, ветер, ручей, фильтр, лужа, туча, камень, облако, рыба, водопроводчик, песок, водоросли, пруд, водохранилище.
Во время выполнения физкульминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя слова, связанные с водой.
VI. Практическая работа
Цель: определить свойства воды.
Оборудование: стакан воды, стакан молока, чашка, блюдце, трубочки-соломки, цветная бумага, баночки.
Ребята работают парами, совещаются, решают, какими опытами можно доказать свойства воды, Выполняется задание и заполняется таблица самостоятельно (учитель оказывает помощь отдельным учащимся), а результаты потом коллективно фиксируются в тетради и на доске). (Заполняется графа таблицы “Свойства воды в жидком состоянии.)
Свойства | Состояние воды жидкая |
прозрачность | |
цвет | |
запах | |
вкус | |
форма | |
текучесть |
VII. Обсуждение результатов опытов
1-я пара: Первое свойство - прозрачность.
Дети: Через прозрачную воду все видно: рыб, водоросли, камни, дно...
Учитель: Как доказать опытом?
Дети: Надо опустить одну соломку-трубочку в воду, а другую соломинку в молоко. Сквозь воду видно соломинку - вода прозрачная, через молоко - не видно.
Второй способ: поставить стакан с водой на салфетку, видно сквозь воду рисунок, через молоко - нет.
Дети: Вода прозрачная.
2-я пара: Свойство второе - цвет.
Дети: Предмет может быть красного цвета, синего, зеленого. Молоко белого цвета. Вода не имеет цвета, она бесцветная.
3-я пара: Свойство третье - запах.
Дети: Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Она не пахнет.
– Вода не имеет запаха
4-я пара: Свойство четвертое - вкус. Чтобы определить вкус, надо попробовать.
Дети: У молока есть вкус. А вода безвкусная. Если человек очень хочет пить, то ему вода кажется очень вкусной. Родниковая вода имеет свой особый вкус, это вкус примесей, которые в ней содержатся. А наша вода безвкусная, потому что ее очистили от всех вредных веществ.
Учитель: Давайте обсудим. Можно пробовать незнакомые вещества?
(Дети обсуждают, делают вывод - нельзя.)
Учитель: Свойство пятое - форма. Предмет может быть круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной формы. Есть ли у воды форма? Я перелью воду из стакана в чашку. Что вы видите?
Дети: Форму чашки. Надо перелить воду из стакана в блюдце. Вода приняла форму блюдца, у вас форму чашки.
– Вода без формы. Она принимает форму предмета, где находится.
Учитель: Запишите в тетрадь пятое свойство воды: бесформенная, не имеет формы.
– Свойство шестое - текучесть. Как проверить это свойство?
Дети: Налили воду в блюдце, она растеклась.
– Вода текучая.
Учитель: Запишите шестое свойство воды: текучесть. Прочитайте ещё раз записи вслух.
Итак, этими свойствами обладает пресная вода в жидком состоянии. Свойства воды в твердом состоянии и газообразном будем изучать на следующих уроках. На основе наблюдений мы узнаем, меняются ли свойства воды, если она переходит в другие состояния.
VIII. Физкультминутка для глаз
IХ. Продолжение работы над темой
В самом начале урока мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
– Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
Детям предлагается сначала назвать, где человек использует воду, а потом при помощи сигнальных карточек показать род существительных. Детям показывают таблицу “Расход воды”.
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+ 45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95-190 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье полов, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
- Вот как много воды мы тратим, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (ответы детей)
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! (Читает ученик.)
Учитель: Вот так много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Х. Итог урока
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Подведем итог. Какая была учебная цель?
Дети: Узнать свойства воды. Распознавать род имен существительных.
Учитель: Цели достигли?
(Ответы уч-ся.)
Учитель: Что планировали сделать? Каким образом узнали свойства воды?
Дети: Проводили опыты, записывали выводы в таблицу. Определяли род имен существительных.
Учитель: (Контроль.) Прочитайте еще раз по таблице свойства воды.
(Оценка.) Кто считает, что поработал на уроке хорошо?
Дети: Все хорошо работали.
Учитель: Ребята! Берегите воду! Бережней относитесь к нашему водопроводу!
ХI. Домашнее задание
Учитель: Подготовьте рассказ про воду и опишите её свойства, используя записи в тетради и учебник окружающего мира на с.104-105.Постарайтесь использовать в своем рассказе существительные, имеющие разный род.