Рекомендации по работе с семьями разного типа

Разделы: Работа с дошкольниками


От структуры и состава семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) во многом зависят особенности воспитания детей.

В настоящее время имеются данные, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу.

В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.

Немало семей существует только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание.

Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой (нормальной), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. В такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.

В последние годы в нашей стране всё больше семей, в которых родители озабочены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны, заброшены, отодвинуты на одно из последних мест. Итак, полная семья ещё не является гарантом полноценного воспитания ребёнка. Что уж говорить о неполной?! Однако, в современной неполной семье немало вариантов воспитания и на все они отрицательные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространённой является неполная семья в составе матери и ребёнка.

Каковы бы не были причины развода, от его последствий страдают все члены распавшейся семьи, это осложняет процесс воспитания.

Часто мать препятствует не только участию отца в воспитании, но даже эпизодическим встречам с ними. Ещё больший урон развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают малыша в орбиту взаимных обвинений.

Взросление маленького человека в обстановке неприязни и вражды нередко приводит в противоборству между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требует от супругов расставаться достойно, не идти на поводу у своих эмоций и ущемлённого самолюбия.

Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Некоторые из них больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребёнка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (неухожены, неопрятны, не всегда досыта накормлены), а главное – их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор – родить для себя, складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обострённое чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребёнка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребёнка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Её внимание, жизненные интересы концентрируются на ребёнке. В дальнейшем ребёнок может взбунтоваться против такого засилья матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась. Из всего изложенного видно, что неполная семья нуждается в особом внимании, большей помощи и поддержке со стороны дошкольного детского учреждения. Мы выявили, что выборы форм работы с детьми, сделанные родителями из полных и неполных семей, содержательно практически не различаются между собой – родители как из полных, так и из неполных семей предпочитают одни и те же формы детской деятельности. Единственное отличие касается количества выборов – родители из неполных семей выбирают больше форм детской деятельности в целом.

Можно предположить, что этот факт отражает неуверенность матерей, которые воспитывают ребёнка одни, в том, что они в должной степени смогут обеспечить малышу доступ ко всем видам деятельности, нужным для полноценного развития в его возрасте. Одинокие мамы надеются, что детское учреждение возьмёт на себя эту заботу, поскольку справится со всеми проблемами воспитания и обучения эти женщины не в состоянии.

К тому же неполные семьи обычно испытывают материальные трудности и часто не могут позволить себе оплатить образовательные услуги для ребёнка в той мере, в которой им хотелось бы это сделать. Поэтому основная задача педагога, работающего с родителями, которые воспитывают ребёнка в одиночку, - помочь им найти компромисс между запросом на образовательные услуги и стоимостью этих услуг, посодействовать в выборе наиболее важных для ребёнка в данное время.

В настоящее время можно отметить, что многодетные семьи составляют меньшинство, а семьи, в которых один ребёнок – абсолютное большинство.

Основные различия в выборе форм работы с детьми между родителями из многодетных и однодетных семей касаются организации физической активности малышей. Многодетные родители не выбирают подвижные игры, то же касается и сюжетных игр. А вот однодетные родители заинтересованы этими играми. Настольные игры и организованные физкультурные занятия больше интересуют родителей многодетных семей.

Ещё одно отличие –родители многодетных семей не выбирают форму детской активности, как работа с компьютером, а вот однодетные заинтересованы. Родители многодетных семей реже по сравнению с однодетными выбирают обучение иностранному языку, чтению, конструированию и познавательным играм.

Среди родителей с высшим образованием не пользуются особой популярностью интеллектуальные формы работы с детьми, предоставляемые детским образовательным учреждением. Объясняют это тем, что они могут самостоятельно обучить ребёнка письму, чтению, иностранному языку, организовать ему экскурсии и участие ДОУ в этом обучении им представляется необязательным. Поэтому при работе с этой группой родителей основную ставку необходимо делать на другие, не связанные с образованием – на то, что детский сад является местом общения со сверстниками для ребёнка, на то, что здесь он приучается к общению с незнакомыми взрослыми, и это облегчит ему в дальнейшем адаптацию к школе. Востребованными оказываются только математика и чтение художественной литературы.

Родители детей раннего возраста считают наиболее важным в работе дошкольного учреждения организацию прогулок, музыкальных и физкультурных занятий, рисования.

Родители детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) отдают предпочтение музыкальным и физкультурным занятиям, рисованию, обучению чтению, проведению прогулок.

Родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) наиболее заинтересованы в занятиях математикой, обучения чтению и иностранному языку, рисованию, в физкультурных и музыкальных занятиях.

Наиболее популярная среди родителей форма детской деятельности вне зависимости от возраста – рисование.

Кроме того, по мере приближения ребёнка к школьному возрасту, родители всё более интересуются деятельностью, близкой к школьной – занятиями математикой, обучением чтению, иностранному языку.