Перспективы использования ИКТ в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Наверняка многие родители первоклассников, приводя своих чад в школу, мечтают о том, что здесь ребёнку не только дадут все необходимые знания, но и вырастят из него полноценную личность, способную ориентироваться во всём многообразии нескончаемых потоков информации, обрушивающихся на современного человека, личность целеустремлённую и с высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, учителя начальной школы также желают проявить свой педагогический талант и раскрыть в любом ребёнке все способности, заложенные в нём природой. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и метод обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.

Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Благодаря компьютеру, у учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной, можно выделить следующие:

Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса «Основы информатики и вычислительной техники».

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется при изучении учебных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

И, наконец, третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребёнка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!» Поэтому, нужно использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя - уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребёнка на каждом возрастном отрезке. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы (диски с программами), так и составленные самим учителем. И для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Учителя нашей школы используют знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения.

Особое место среди готовых программных продуктов занимает серия НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА компании Кирилл и Мефодий. Это не просто диски, а мультимедийные учебники, разработанные с участием ведущих педагогов-практиков, психологов и дизайнеров. Они включают в себя предметы курса начальной школы: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКУ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Так же компания Кирилл и Мефодий выпускает программы для развития внимания, улучшения памяти, обучающие понимать архитектуру, музыку, и.т.д.

Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

Этого конечно очень мало. Пришлось обратиться в Интернет. Оживить уроки, сделать их интересными, красивыми интерактивными призваны цифровые образовательные ресурсы, обширная коллекция которых создаётся специально в помощь учителям на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов. Что привлекло меня в Единой коллекции? Наличие готовых ресурсов, которые можно смело использовать при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. Очень хотелось бы иметь диски этой коллекции, т.к. не у всех учителей есть свободный доступ в Интернет. Она включает в себя методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности. Коллекция пополняется постоянно новыми цифровыми образовательными ресурсами. Материалы соответствуют Федеральному базисному учебному плану. Программам начального, основного и среднего общего образования, современному отечественному и международному опыту.

Недавно я познакомилась с программой «INTEL: Обучение для будущего». Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение (техника «мультимедиа»), что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Однако средства наглядного представления можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, я в своей работе использую метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Для большинства проектов завершением его считается защита общеклассного мультимедийного проекта по выбранной теме и анализ итогов совместной деятельности. В прошлом году я с детьми попробовала создать проект по теме: «Изучение словарного слова ОРЕХ», защита которого прошла на городском семинаре. Детям очень понравился этот вид работы. Родители явились активными помощниками проводимой в классе проектной деятельности. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

В последнее время большое распространение получает УМК «Перспективная начальная школа», научный руководитель Роза Александровга Чуракова, которая была создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина — В Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Данный комплект — один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет, разный уровень развития школьника, особенности восприятия школьника. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками, даёт каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей. Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие. В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.

Хотелось бы, чтобы в перспективе, в школе была своя медиатека для начальной школы, электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии. Сделать обучение максимально эффективным, интерактивным, позволяет многофункциональный интерактивный класс. Применение мультимедийного оборудования в классных комнатах помогает решать много задач, организовывать нестандартные формы обучения, делать урок более информационно насыщенным. Современный класс – это сложное техническое решение, лёгкое в управлении и администрировании. Мы хотели бы, чтобы каждый класс стал мультимедийным. Не за горами то время, когда все классные комнаты будут оснащены интерактивными досками (наши учителя уже проходят подготовку для работы с доской SMART Board) проекторами, индивидуальными ноутбуками, лингафонными комплексами и акустическими системами, принтерами, документ – камерами, интерактивными планшетами и т.п.