Программа работы туристическо-краеведческого клуба "Мир вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Туризм и краеведение – это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности. Именно в туристическо-краеведческом клубе создаются оптимальные условия для самореализации ученика.

Туристическо-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В походах формируются такие важные морально-волевые качества как честность, скромность, смелость, доброта, дружба, трудолюбие. Учащиеся находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него.

Туризм в большой степени способствует познавательному краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из популярных педагогических форм. А в процессе туристско-краеведческой деятельности формируется экологическая культура детей. Кроме того в рамках реализации ранней профилизации, осуществляется ознакомление учащихся с особенностями таких профессий как: врач, эколог, экскурсовод.

Организация работы клуба органично интегрирует направления деятельности участников образовательного процесса: краеведческое, экологическое, туристическое, профориентационное. При ведущей роли наглядно - иллюстрированного метода особую роль занимают экскурсии, прогулки, походы. Занятия проводятся раз в неделю. Осенний и весенние периоды полностью посвящены экскурсиям, походам и практическим работам на местности.

Основная цель клуба: развитие интереса к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности.

Воспитательные задачи.

Способствовать:

  • сплочению коллектива;
  • воспитанию моральных качеств у учащихся,
  • формированию экологической культуры личности, здорового образа жизни.
  • развитию эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
  • Умение использовать знания для того, чтобы быть здоровым душой и телом.
  • Понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы.

Форма обучения:

  1. Занятие-беседа,
  2. Занятие-наблюдение,
  3. Занятие-экскурсия (очное, заочное)

(2 класс – 1 год обучения)

Тематическое планирование

№ п/п Тема
1 Что такое туризм? План работы клуба
2 Игра «Законы туристов»
3 Подготовка к проведению экскурсии на тему «Красота родного края»
4 Автобусная экскурсия на тему «Красота родного края»
5 Обработка материалов экскурсий по родному городу.
6 Обработка материалов экскурсий по родному краю
7 Организация похода-акции «Редкие птицы нашего края»
8 Поход-акция «Редкие птицы нашего края»
9 История края. Подготовка к экскурсии в город Новочеркасск
10 Краеведческая викторина «Знай свой край»
11 Автобусная экскурсия в город Новочеркасск. Обычаи донских казаков.
12 Оформление отчетов, выставки на тему «Обычаи донских казаков».
13 Раны природы родного края (обзор экологических проблем: загрязнение малых рек, уничтожение флоры, загрязнение воздуха)
14 Пешеходная экскурсия на предприятие МАЛКА. «Что дымит?»
15 Подготовка к операции «Покормите птиц зимой»
16 Прогулка в лес «Зимующие птицы нашего края»
17 Оформление отчетов о прогулке в лес.
18 Подготовка к пешеходной экскурсии на тему: «Памятные места нашего города» (разработка маршрута)
19 Сбор сведений об участниках боевых действий в городе Шахты (оформление выставки)
20 Пешеходная экскурсия на тему «Памятные места нашего города»
21 Подведение итогов экскурсии по памятным местам города
22 Подготовка к празднику с рассказом о проведенных экскурсиях и прогулках.
23 Театрализованный праздник «Наш край родной»
24 Практическое занятие «Укладка рюкзака»
25 Практическое занятие «Движение цепочкой, правила пешего движения»
26 Практическое занятие. Подготовка к походу. Проведение игры «Что взять с собой в поход?»
27 Практическое занятие «Личная гигиена туриста. Походная аптечка»
28 Практическое занятие «Оказание доврачебной помощи при различных травмах»
29 Однодневный поход на тему «Приглядись и удивись»
30-31 Подведение итогов похода: обработка и оформление собранных материалов.
32-33 Выставки «Животные и растения – кандидаты в Красную книгу области»
34 Итоговое заседание клуба. Автобусная экскурсия в природный заповедник «Ростовский»

Литература:

  1. Зверев А.Т. Экологические игры.
  2. Нагорный Б. Занимательное краеведение в вопросах и ответах
  3. Рудянская Е.И. Экскурсии в природу по югу России
  4. Журнал «Юный натуралист»
  5. Детский экологический журнал «Лазорик»
  6. Приваленко В.В., Пономаренко С.А., Белоконева Г.И  «Город Шахты : Экология, экономика, перспективы развития.»
  7. Краткий справочник туриста. М., 1965.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения.

(3 класс – 2 год обучения)

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня экологической грамотности;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях , в работе научного общества учащихся (НОУ) «Пилигрим»

Тематическое планирование

№ п/п Тема
1 Экскурсия по родному краю.
2 Мое место в природе (экскурсии) и сочинение по итогам экскурсии
3 Экскурсия в лес «Чудеса из лесных материалов».
4 Викторина «Вода – эликсир жизни».
5 Выставка рисунков «Мой любимый уголок природы»
6-7 Подготовка к конференции «Экологическая обстановка г. Шахты».
8 Конференция«Экологическая обстановка в г. Шахты».
9 Город и человек. Деятельность человека и воздействие его на окружающую среду (видеофильм).
10 Подготовка к проведению пешеходной экскурсии на предприятие РЭМЗ
11 Составление маршрута пешеходной экскурсии на РЭМЗ
12 Пешеходная экскурсия на РЭМЗ
13 Оформление отчетов, выставка работ на тему «Экологические проблемы в г. Шахты»
14 Прогулка по городу «Жизнь животных в городе»
15 Оформление отчетов о прогулке в город.
16 Практическое занятие на тему «Птицы нашего края зимой».
17-18 Подготовка к выпуску стенгазеты «Человек и город»
19  Подготовка к выпуску стенгазеты «Человек и город»
20 Выпуск стенгазеты «Человек и город»
21-22 Многообразие растений г. Шахты(работа с литературой).
23 Изучение состояния растительности города (экскурсия по городу).
24-25 Оформление отчетов по экскурсии.
26-28 Создание компьютерной презентации «Экология нашего города» , подготовка и выступление на научном обществе учащихся НОУ «Пилигрим»
29-32 Подготовка материала для создания проекта по озеленению пришкольной территории.
33-34 Практические занятия по озеленению пришкольной территории.

Литература:

  1. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. «развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва, «Народное образование», 2001;
  2. Володин В.А. «Энциклопедия для детей» Т.19. Экология. М.: Аванта +, 2001;
  3. Журнал «Вестник АС ЭКО»;
  4. Константинов В.М. «Охрана природы» Москва, «Академия», 2000.