Пояснительная записка
Туризм и краеведение – это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности. Именно в туристическо-краеведческом клубе создаются оптимальные условия для самореализации ученика.
Туристическо-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В походах формируются такие важные морально-волевые качества как честность, скромность, смелость, доброта, дружба, трудолюбие. Учащиеся находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него.
Туризм в большой степени способствует познавательному краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из популярных педагогических форм. А в процессе туристско-краеведческой деятельности формируется экологическая культура детей. Кроме того в рамках реализации ранней профилизации, осуществляется ознакомление учащихся с особенностями таких профессий как: врач, эколог, экскурсовод.
Организация работы клуба органично интегрирует направления деятельности участников образовательного процесса: краеведческое, экологическое, туристическое, профориентационное. При ведущей роли наглядно - иллюстрированного метода особую роль занимают экскурсии, прогулки, походы. Занятия проводятся раз в неделю. Осенний и весенние периоды полностью посвящены экскурсиям, походам и практическим работам на местности.
Основная цель клуба: развитие интереса к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности.
Воспитательные задачи.
Способствовать:
- сплочению коллектива;
- воспитанию моральных качеств у учащихся,
- формированию экологической культуры личности, здорового образа жизни.
- развитию эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
- Умение использовать знания для того, чтобы быть здоровым душой и телом.
- Понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы.
Форма обучения:
- Занятие-беседа,
- Занятие-наблюдение,
- Занятие-экскурсия (очное, заочное)
(2 класс – 1 год обучения)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема |
1 | Что такое туризм? План работы клуба |
2 | Игра «Законы туристов» |
3 | Подготовка к проведению экскурсии на тему «Красота родного края» |
4 | Автобусная экскурсия на тему «Красота родного края» |
5 | Обработка материалов экскурсий по родному городу. |
6 | Обработка материалов экскурсий по родному краю |
7 | Организация похода-акции «Редкие птицы нашего края» |
8 | Поход-акция «Редкие птицы нашего края» |
9 | История края. Подготовка к экскурсии в город Новочеркасск |
10 | Краеведческая викторина «Знай свой край» |
11 | Автобусная экскурсия в город Новочеркасск. Обычаи донских казаков. |
12 | Оформление отчетов, выставки на тему «Обычаи донских казаков». |
13 | Раны природы родного края (обзор экологических проблем: загрязнение малых рек, уничтожение флоры, загрязнение воздуха) |
14 | Пешеходная экскурсия на предприятие МАЛКА. «Что дымит?» |
15 | Подготовка к операции «Покормите птиц зимой» |
16 | Прогулка в лес «Зимующие птицы нашего края» |
17 | Оформление отчетов о прогулке в лес. |
18 | Подготовка к пешеходной экскурсии на тему: «Памятные места нашего города» (разработка маршрута) |
19 | Сбор сведений об участниках боевых действий в городе Шахты (оформление выставки) |
20 | Пешеходная экскурсия на тему «Памятные места нашего города» |
21 | Подведение итогов экскурсии по памятным местам города |
22 | Подготовка к празднику с рассказом о проведенных экскурсиях и прогулках. |
23 | Театрализованный праздник «Наш край родной» |
24 | Практическое занятие «Укладка рюкзака» |
25 | Практическое занятие «Движение цепочкой, правила пешего движения» |
26 | Практическое занятие. Подготовка к походу. Проведение игры «Что взять с собой в поход?» |
27 | Практическое занятие «Личная гигиена туриста. Походная аптечка» |
28 | Практическое занятие «Оказание доврачебной помощи при различных травмах» |
29 | Однодневный поход на тему «Приглядись и удивись» |
30-31 | Подведение итогов похода: обработка и оформление собранных материалов. |
32-33 | Выставки «Животные и растения – кандидаты в Красную книгу области» |
34 | Итоговое заседание клуба. Автобусная экскурсия в природный заповедник «Ростовский» |
Литература:
- Зверев А.Т. Экологические игры.
- Нагорный Б. Занимательное краеведение в вопросах и ответах
- Рудянская Е.И. Экскурсии в природу по югу России
- Журнал «Юный натуралист»
- Детский экологический журнал «Лазорик»
- Приваленко В.В., Пономаренко С.А., Белоконева Г.И «Город Шахты : Экология, экономика, перспективы развития.»
- Краткий справочник туриста. М., 1965.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения.
(3 класс – 2 год обучения)
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях , в работе научного общества учащихся (НОУ) «Пилигрим»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема |
1 | Экскурсия по родному краю. |
2 | Мое место в природе (экскурсии) и сочинение по итогам экскурсии |
3 | Экскурсия в лес «Чудеса из лесных материалов». |
4 | Викторина «Вода – эликсир жизни». |
5 | Выставка рисунков «Мой любимый уголок природы» |
6-7 | Подготовка к конференции «Экологическая обстановка г. Шахты». |
8 | Конференция«Экологическая обстановка в г. Шахты». |
9 | Город и человек. Деятельность человека и воздействие его на окружающую среду (видеофильм). |
10 | Подготовка к проведению пешеходной экскурсии на предприятие РЭМЗ |
11 | Составление маршрута пешеходной экскурсии на РЭМЗ |
12 | Пешеходная экскурсия на РЭМЗ |
13 | Оформление отчетов, выставка работ на тему «Экологические проблемы в г. Шахты» |
14 | Прогулка по городу «Жизнь животных в городе» |
15 | Оформление отчетов о прогулке в город. |
16 | Практическое занятие на тему «Птицы нашего края зимой». |
17-18 | Подготовка к выпуску стенгазеты «Человек и город» |
19 | Подготовка к выпуску стенгазеты «Человек и город» |
20 | Выпуск стенгазеты «Человек и город» |
21-22 | Многообразие растений г. Шахты(работа с литературой). |
23 | Изучение состояния растительности города (экскурсия по городу). |
24-25 | Оформление отчетов по экскурсии. |
26-28 | Создание компьютерной презентации «Экология нашего города» , подготовка и выступление на научном обществе учащихся НОУ «Пилигрим» |
29-32 | Подготовка материала для создания проекта по озеленению пришкольной территории. |
33-34 | Практические занятия по озеленению пришкольной территории. |
Литература:
- Алексеев Н.Г., Гущина М.В. «развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва, «Народное образование», 2001;
- Володин В.А. «Энциклопедия для детей» Т.19. Экология. М.: Аванта +, 2001;
- Журнал «Вестник АС ЭКО»;
- Константинов В.М. «Охрана природы» Москва, «Академия», 2000.