Цели:
- закрепление умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- применение правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел при решении уравнений;
- развитие логического мышления учащихся.
Тип: урок-игра.
Оборудование:
- макет ромашки из картона,
- компьютеры,
- презентация на MS PowerPoint.
Ход урока
1. Оргмомент.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок проведем в форме игры. На команды разделимся по вариантам: 1 вариант - 1 команда, 2 вариант - 2 команда.
2. Актуализация знаний.
А) математический диктант (на экранах компьютеров или на большом экране соответствующий слайд).
1 вариант | 2 вариант | ||
1 | -379+948= (569) | 1 | -543+458= (-85) |
2 | -5,4+(-3,5)= (-8,9) | 2 | -2/9+(-5/6)= (-1 1/18) |
3 | 2/9+ (-5/6)= (-11/18) | 3 | 0,81+0,66=(1,47) |
4 | 7,5-(-3,7)= (11,2) | 4 | 48-(-15)=(63) |
5 | -5,5-2,8= (-8,3) | 5 | -2,3-6,2=(-8,5) |
Теперь поменяйтесь пожалуйста с соседями по парте тетрадями и проверьте простым карндашом. Критерии оценки на экране.
Команда, получившая больше "5" - победитель в этом этапе.
Б) Игра "Лесенка". Кто быстрее?
- Следующе задание: по одному ученику из каждой команды на доске решаете по одному примеру. Основная цель: правильно решив примеры первым добраться до вершины! (слайд).
В) примеры на нахождение ошибок
- Найдите ошибки и исправьте их с пояснением.
1 вариант | 2 вариант | ||
1 | -987+(-13)=-1100 | 1 | -878+(-23)=-901 |
2 | 48+(-18)=-30 | 2 | 69+(-28)=-41 |
3 | -563-(-437)=-126 | 3 | -761-(-563)=-198 |
4 | 55-(-86)=141 | 4 | 47-(-108)=-61 |
3. Физкультминутка.
4. Формирование умений и навыков.
А) Игра "Найди слово".
- Перед вами зашифровано слово. Решив примеры, расшифруйте его. Кто быстрее сделает - поднимите, пожалуйста, руки.
-1134 | 155 | -87 | 200 |
Л | Г | Д | О |
1 | -75+(-12)=-87 |
2 | 168-(-32)=200 |
3 | -315-819=-1134 |
4 | 627+(-472)=155 |
Какое слово получилось? (Долг).
В математике известен следующий интересный факт: отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные - как долг, недостача.
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
Индийский математик Брахмагупта (VII в) вот как вводил правила сложения и вычитания: "Сумма двух имуществ - имущество, сумма двух долгов - долг, сумма имущества и долга равна их разности".
Б) Игра "Ромашка".
- Перед вами необычный цветок ромашки. На его лепестках написаны уравнения. Каждая команда выбирает себе лепесток и решает.
1 | 2,4+х=-2,8 (-5,2) | 4 | 7,8-х=9,3 (-1,5) |
2 | 18,24-у=20 (-1,76) | 5 | У-17,85=12 (-5,85) |
3 | В-(-4 7/27)=6 5/9 (2 8/27) | 6 | 5 5/12+а=3 1/3 (2 1/12) |
В) Самостоятельная работа.
- На последнем этапе предлагаем вам решить пример самостоятельно в тетрадях. Кто решил - поднимает руку.
((3,9-5,8)-1/45-7/9)+1,1= 0 | (1/30-5/6)-(-3,9-2,2)-5,3= 0 |
5. Подведение итогов. Определение победителей. Оценивание.
6. Домашнее задание № 1116, 1118 (из учебника).