Конспект урока обучения грамоте по теме "Буквы З,з, обозначающие согласные звуки [з], [з']"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками, формировать графический образ буквы.
  2. Формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного,  беглого чтения.
  3. Закрепить представление о правиле написания заглавной буквы в словах,  представление об однокоренных словах.
  4. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

Ход урока

№ п/п

Название

Содержание

Предположительные ответы

Примечание
инструментарий

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Оргмомент

 

 

 

 

 

 

 

 

1.«Подбери подходящее словечко».

Не ленись, не зевай, поскорее отвечай:

 

Доска

Тетрадь для печатания

 

1.1. Такой, который живет, обладает жизнью.

Живой

1.2. Раньше это слово обозначало «жизнь», а сейчас – часть тела в которой расположены органы пищеварения.

Живот

1.3. Живой организм; существо, обладающее способностью двигаться, питаться, расти, приносить потомство и умирать.

Животное

1.4. Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.

Живопись

1.5. Всякие мелкие живые существа, а также мелкий домашний скот и птица.

Живность

2. Найдите «лишнее» слово. Объясните выбор.

 

3. Определить общую часть слов.
Как называется общая часть слов?

Как называются такие слова?

Корень

Однокоренные

4. Какое слово используют ученые для обозначения животного мира?

фауна

 

1.2. Анализ слова

Гласные/согласные, ударение, слоги

Фа-у-на

Схемы или магниты

Приложение 1

2.

«Размышлялка» (анализ слов, классификация, обобщение)

2.1. Соотнесите предметы и названия предметов (слова).

2.2. Определите гласные, ударный гласный в слове.

2.3. Исключить в каждом столбике «лишнее» слово одновременно по двум признакам.

2.4. Назовите одним словом зебру и дикобраза.

2.5. Определите тему урока..

Лиса, белка, дикобраз.

Жираф, кабан, зебра.

1. Дикобраз – 3 слога, на конце – согласный.

2. Зебра – ударный 1й слог, на конце гласный, первый согласный- мягкий.

Звери.

Познакомиться с новыми звуками и буквами их обозначающими З,з

Доска, предметные картинки, слова (рисунок 1)

3.

 

 

 

 

 

«Рассуждалка» (р/р)

3.1. Ориентируясь на тему урока, на предметы, изображенные на картинках, куда мы можем отправиться на экскурсию?

Как понимаете значение слова «зоопарк»?

Для чего животных помещают в зоопарк?

Сформулировать мысль.

Можем отправиться в зоопарк.

Зоопарк – место, где много животных.

Животных помещают в зоопарк для показа.

Зоопарк – место, где содержат животных для показа.

Тетрадь

 

3.2. Знакомство со звуками

3.2. Артикуляция и характеристика звуков.

Зоопарк

Зоопарк называют «зеркалом» животного мира нашей планеты.

Зеркало

Зубы сомкнуты, язык упирается в зубы.

[з] - согласный, тв, звонкий

[з’] - согласный, мягк, звонкий

 

3.3. «Сонар» (ФФВ) гимнастика.

3.3. Отправляемся на экскурсию.

«Поймайте» звук [з]- [з’].

Стрекоза, фазан страус, зяблик, зарянка, воробей, медуза, звезда, динозавр, кенгуру, белка, броненосец, зебра, зубр, коза, носорог, обезьяна, слон, заяц, дикобраз.

Видеопроектор, CD (приложение 2), кубики или слоговые схемы

3.4. Знакомство с буквами.

3.4. Какой буквой на письме обозначают звуки [з]- [з’]?

На что похожа буква З?

Буква З,з.

Цифра 3, рога барана, оправа очков…

Таблица «Найди букву».

 

Сколько букв надо знать и почему?

Две, большая и маленькая.

 

3.5. «Шифровка»

3.5. «Зашифруйте» слова нужной буквой:

  • зубр, коза, зимородок, Кузя;
  • Зорька, Ветерок, Захаров, Зеленоград.

З-з: з, з, з, з;
З-з: З, -, З, З, З.

Тетрадь

4.

Физминутка

«Море волнуется…»
Изобразите животное: змею, обезьяну…

 

 

5.

 

 

5.1.«Читалочка».

5.1. Чтение прямых слогов

5.2. Чтение слогов с добавлением букв.

5.3. Алфавит. Назовите соседей буквы з?

 

Доска, таблица

Лист (приложение 3)

 

5.4. Чтение текста.

Кто живет в зоопарке?

Каких зверей можно увидеть в зоопарке?

Для чего слон посыпает спину песком?

 

«Азбука» стр. 94-95

5.2. **

5.5. Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

5.6. Найди границы слов.

5.7. Исправь предложение.

Самостоятельная работа

Лист

6.

Итог

Какие открытия мы сегодня сделали?

 

 

 

 

С какими звуками познакомились?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

[з] - согласный, твердый, звонкий

[з’] - согласный, мягкий, звонкий. Они обозначаются буквой З.