Вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация определяют необходимость изменить приоритеты в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только качество образования, но и проблему адаптации ребенка в окружающем мире. В документах по модернизации российского образования (Концепция модернизации до 2010 года, Проект государственных стандартов нового поколения) выделены основные компетенции, которыми должен овладеть ученик, в том числе, способность воспринимать информацию, осуществлять общение, планировать и анализировать свою деятельность.
В эпоху глобализации иностранный язык является не целью, а средством общения. Иностранный язык призван формировать такие компетенции, как коммуникативная и социокультурная, о чем заявлено в Федеральном компоненте ГОСа.
Ученик школы в небольшом городе далеко не всегда может применить полученные знания по иностранному языку на практике и оценить их качество. Достойным решением данной проблемы может стать общение в сети Интернет или, например, Интернет-проект с британской школой. Ниже представлены три урока, объединенные общей темой «Интернет-проект с британской школой».
Уроки являются подготовительным этапом к реализации собственно проекта учащихся гимназии и одной из британских школ. Учащиеся выполняют краткосрочный практико-ориентированный проект с целью организации предстоящей долгосрочной совместной деятельности.
Для достижения результата учащиеся включены в урочную и во внеурочную деятельность, которая предполагает индивидуальную, групповую и самостоятельную работу. Они решают проблему, планируют свою проектную деятельность, общаются, оценивают результаты, учатся работать с информацией, расширяют языковые знания и применяют имеющиеся языковые умения и навыки.
Уроки направлены на развитие основных предметных и метапредметных компетенций средствами проблемного, проектного и междисциплинарного методов.Цель: Развитие коммуникативной, социокультурной и информационной компетенций учащихся на уроках английского языка путем включения их в совместную деятельность по созданию международного проекта с британской школой.
Урок 1
Цель: Создание условий для развития социокультурной компетенции учащихся на основе страноведческого материала.
Задачи:
- Образовательная. Учащиеся смогут расширить объем продуктивного и рецептивного лексического минимума по теме «Школа» и применить навыки в аудировании и чтении.
- Развивающая. Учащиеся смогут сформулировать проблему, предложить пути решения и спланировать содержательную сторону проекта.
- Воспитательная. Учащиеся смогут спланировать деятельностную сторону проекта.
Материалы: аудиозапись, текст "Британская система образования", рабочий лист для заполнения в ходе аудирования.
Ход урока
Мотивация. Постановка проблемы.
Учитель начинает урок с рассказа о письме одной обеспокоенной родительницы ученика 7 класса, которое она прочитала в одном из номеров газеты "Первое сентября". Родительница рассказывала о том, что во время летнего отдыха заграницей вместе с сыном она была неприятно удивлена тем, что ее сын, изучавший английский язык 6 лет, с трудом понимал речь иностранцев и совершенно не мог с ними общаться. Какую проблему обозначила родительница в своем письме?
Учащиеся делают свои предположения, предлагают свои варианты (проблема: трудность в использовании английского языка в реальной жизни).
Учащиеся рассказывают о проблемах, которые возникают у них, предполагают причины этих трудностей. Учитель спрашивает, какие шаги учащиеся могут предложить по решению проблем (варианты: говорить по-английски не только на уроках, чтение газет и журналов и представление понравившихся статей классу, поиск друзей по переписке через Интернет).
Учитель одобряет идею использования Интернет и нахождения друзей по переписке, но акцентирует внимание на том, чтобы это было не просто общение, но общение обучающее, в котором принял бы участие весь класс. Учащиеся, таким образом, выходят на необходимость общения с англоговорящими сверстниками и создания проекта с британской школой.
Планирование проекта (в группах).
Учитель интересуется, что необходимо узнать в ходе работы над проектом (особенности британской и российской школ). Учащиеся вместе с учителем намечают этапы работы над проектом:
- Познакомиться с особенностями Британской школы.
- Создать информационный продукт о британской школе.
- Найти информацию в различных источниках о российской школе в целом и о гимназии.
- Провести опрос среди учащихся и учителей гимназии.
- Подготовить продукт - презентацию "Моя Школа".
- Написать электронное письмо-обращение для британской школы.
- Найти электронный адрес и отправить письмо в школу/школы Великобритании.
Знакомство с британской школой.
Аудирование (частичное понимание прослушанного).
Учитель предлагает учащимся прослушать запись об одной из британских школ и заполнить пропуски в таблице. Ученики слушают дважды. Проверяется правильность заполнения таблицы.
|
британская школа |
Место расположения и размер |
город, 700 человек |
Обеспечение |
спортивные площадки, научные лаборатории, компьютеры |
Обучение |
маленькие классы, уроки по утрам в субботу, иногда нет уроков в полдень, много домашнего задания, тестов |
Внеклассная (внешкольная) деятельность |
драмкружок, школьная радиостанция |
Дисциплина |
много правил, строгость, выход из школы в определенное время, ношение школьной формы, наказания |
Затем учащиеся обобщают прослушанное в виде коротких высказываний.
Чтение (индивидуальная и групповая деятельность).
Учитель предлагает работу с текстом "Британская система образования". Работа организуется следующим образом: учащиеся читают текст, пользуются при необходимости словарем и ключевыми словами, подбирают заголовки к абзацам (абзацев - 4, заголовков - 5, 1 - лишний) и отвечают в группе на вопросы к тексту. Затем учитель использует прием "Jigsaw", когда каждая из 4 групп работает над своим абзацем в течение 2-3 минут, после чего представители от каждой группы идут в соседнюю группу и т.д. и рассказывают свою часть теста.
Учитель интересуется, на какие еще вопросы учащиеся хотели бы получить ответы в ходе работы в проекте с британской школой. В группах в течение 5 минут учащиеся составляют вопросы по теме.
Рефлексия.
- Насколько полезной была деятельность?
- Что показалось трудным?
- Что вы узнали нового?
- Каковы наши дальнейшие шаги?
Планирование домашнего задания.
Учитель обращается к плану проекта и с детьми определяет дальнейший ход работы. Учащиеся делятся на группы и выбирают лидера.
Задания для групп.
- группа: подготовить представление по теме "Школы Британии", используя информацию, полученную на уроке и ресурсы учебного кабинета. Продукт - презентация или буклет.
- группа: предоставить материал по теме "Школы в России", используя ресурсы учебного кабинета.
- группа: найти информацию по теме "Моя Гимназия" в библиотечно-информационном центре гимназии.
- группа: провести опрос среди учителей, родителей и учащихся гимназии, предложив назвать три положительных и три отрицательных момента о гимназии.
Урок 2
Цель: способствовать развитию информационной компетенции учащихся на основе обработки и презентации материала по теме «Моя школа».
Задачи.
- Образовательная. Учащиеся смогут применить навыки работы с иноязычным текстом (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое чтение);
- Развивающая. Учащиеся смогут обработать информацию, представленную из разных источников и на разных носителях, для подготовки собственного продукта.
- Воспитательная. Учащиеся смогут реализовать навыки межличностного общения и сотрудничества в группе.
Материалы: интерактивная доска, ноутбуки, информация для групп (домашнее задание).
Ход урока
Обзор.
Учитель начинает урок с обзора деятельности учащихся на предыдущем уроке и подводит учащихся к очередному этапу проекта: подготовке продукта о нашей школе.
Организационный этап.
Учащиеся представляют подготовленный дома информационный материал на разных носителях (CD, тексты, стенгазеты, брошюры, презентации) по теме «Школы России», "Школы Британии", "Моя Гимназия" и результаты опроса. Учащиеся работают в группах.
Обработка информации.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что они приступают к следующему шагу: обработке информации о гимназии и созданию продукта "Моя Гимназия" в виде презентации или брошюры. Учащиеся составляют план будущей презентации. Примерный план презентации "Моя Гимназия".
- Месторасположение (страна, город, регион), строение, обеспечение (лаборатории, библиотечно-информационный центр, компьютерное обеспечение, возможность выхода в Интернет).
- Учителя, ученики.
- Уроки, отличительная особенность гимназии от других школ города.
- Система дополнительного образования, внешкольная деятельность.
- Традиции гимназии.
- Дисциплина. Совет гимназистов - орган ученического самоуправления.
- Достижения.
Учащиеся читают, анализируют, выбирают информацию, необходимую для создания продукта; используют в ходе работы словарь и помощь учителя.
Презентация полученных продуктов.
Группы представляют результаты урочной деятельности. Учащиеся совместно выбирают лучший вариант, который в дальнейшем будет отправлен зарубежным сверстникам.
Рефлексия.
- Какие качества помогают вам эффективно работать в группе?
- Что вам мешает работать в группе?
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
Домашнее задание: найти в Интернете электронные адреса Британских школ, информацию об этих школах.
Урок 3
Цель: способствовать развитию коммуникативной компетенции в письменной и устной речи.
Задачи:
- Образовательная. Учащиеся смогут познакомиться с основными этапами написания эссе.
- Развивающая. Учащиеся смогут использовать полученную на предыдущих уроках информацию для осуществления письменного общения с зарубежными сверстниками через написание эссе;
- Воспитательная. Учащиеся смогут совместно организовать полученные продукты и отправить на адрес выбранной школы.
Материалы: урок проходит в кабинете информатики, обеспечен выход в Интернет; учебник "Opportunities"
Обзор.
Учитель делает обзор деятельности учащихся на предыдущих уроках и говорит, а учащиеся готовятся к реализации последних пунктов плана, т.е. к написанию эссе и отправке полученных продуктов зарубежным сверстникам.
Подготовка к написанию эссе.
Учащиеся читают готовое эссе из учебника и выполняют обучающие задания.
A personal essay "My Ideal School".
(1) At the moment, I go to a large school in the center of the city. It's quite a good school, but obviously it could be better! In this essay, I'm going to describe my ideal school.
(2) My ideal school would be in the center of the city, but near a big park so that students can go there after lunch to relax. There would also be a coffee bar where we could get together during breaks. My school would also have computers in all classrooms. Another thing would be a music studio where we could play and record music.
(3) Students would study all the usual subjects such as math, science and foreign languages. However, there would be some new optional subjects, for example, driving lessons, cookery, or self - defense. In addition, all students would have some free lessons in order to do private study or homework.
(4) As well as subjects on the timetable, there would be many afternoon clubs, such as drama, chess, photography and sports. There would be regular trips to places like museums and art galleries too.
(5) To sum up, I think my school would have a good variety of activities - something for everyone. It's certainly a place I would like to go to.
Задания:
- Прочитать эссе и соотнести параграфы с заголовками: facilities, after-school activities, timetable, location.
- Отнести выделенные слова и словосочетания к следующим категориям "связок": пример, добавление, завершение, контраст, цель.
- Опираясь на предложенный план в учебнике, составить план своего эссе.
- Включить в эссе рассмотренные слова-связки.
- После написания эссе, проверить работу на наличие грамматических и лексических ошибок.
Продуктивная деятельность. Написание эссе (группы)
Учитель ориентирует детей на отражение в их эссе не только информации о нашей школе, но и то, что бы им хотелось бы изменить в своей школе, и осуществить обратную связь, посредством постановки вопросов к зарубежным сверстникам.
Учащиеся составляют план письменного высказывания. Учащимся обсуждают содержание в группах. В ходе работы учащиеся пользуются всем наработанным за два занятия материалом.
Обмен информацией
Эссе зачитываются и корректируются. Выбирается лучший вариант. Учащимся предлагается возможность выхода в Интернет и отправка полученных продуктов проектной деятельности на электронный адрес одной из Британских школ.
Рефлексия.
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Считаете ли вы проделанную работу нужной и целесообразной?
- Хотелось бы вам продолжить проектную деятельность?
- В чем заключались трудности?