Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи в общем виде, развивать логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;
воспитывать культуру поведения на уроке, умение работать в коллективе,
правильную организацию труда при самостоятельной работе, при работе с компьютером.
Оборудование:
- сигнальные карточки красного и зелёного цвета
- счётные палочки для геометрического задания
- плакаты с условиями задач
- цифры и эмблемы участников соревнования
- записи мелодий детских песен
Технические средства обучения: музыкальный центр с аудио и DVD кассетами, компьютеры.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас в этом зале на нашем заседании Клуба веселых и находчивых математиков! Сегодня состоится встреча двух команд: команды «Квадрат» и команды «Треугольник». Прошу команды занять свои места (звучит музыка, дети проходят на сцену) и представляем жюри …..
Жюри буди оценивать конкурсы по 5-ти бальной системе.
Внимание! Наша встреча объявляется открытой!
(Звучит мелодия песни «Голубой вагон» В.Шаинского.)
Дети поют:
Чтобы космонавтом, инженером стать,
Чтоб водить машины, корабли,
Математику на пять нам нужно знать,
На уроках быть всем впереди.
Припев
Учимся, учимся
Мы решать и считать,
Нам интересно все,
Все нам надо знать.
Думаем, думаем
Как ученым стать,
Будем мы таланты развивать!
Команда «Квадрат» приветствует команду «Треугольник».
Команде «Треугольник»
Мы шлем большой привет!
Желаем вам сегодня
Красивейших побед!
Желаем вам успеха
В решение задач
И юмора и смеха,
И всяческих удач.
Команда «Треугольник» приветствует команду «Квадрат»
Раз, два, три, четыре,
Вас приветствовать решили.
Вы, квадраты, не теряйтесь
И почаще улыбайтесь,
К вам тогда придет успех.
Пусть он радует вас всех.
Только, чур, не задавайтесь
И в задачах не теряйтесь
Будем рады мы за вас
Если победите нас.
Учитель: объявляем 1-й конкурс «Математическая разминка»
- Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек?
- Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву.
- На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
- Двое пошли пятак нашли, а трое пойдут сколько найдут?
- Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?
- Масса чего больше: 1 килограмм пуха или килограмм железа?
- Две матери да две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их было?
- Сидят три кошки, против каждой кошки 2 кошки. Сколько всего кошек?
- Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке?
- На столе стояли 3 стакана с вишней. Коля съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Учитель: А теперь слово жюри (оцениваются эмблемы команд, их приветствие и разминка.)
Следующий конкурс «В гостях у сказки».
- Ребята, чтобы найти ответ на интересующие вас вопросы, нужно умело пользоваться источниками информации. Книги, телевизор, интернет, радио. энциклопедии, справочники, учебники помогут вам найти ответы на самые трудные вопросы. Вот здесь выставлены книги, которые есть в нашей библиотеке. Они помогут вам в учебе, из них вы узнаете много интересного о мире. А сейчас герои ваших любимых сказок сами пришли к вам. Встречайте их. (Задача-сказка «Иван царевич и Баба Яга».)
Чтец (стоит в сторонке). Ищет Иван Василису Прекрасную, которая томится в подземелье Кощея Бессмертного. Долго ли коротко, встретил Иван Бабу-ягу. Поклонился он ей и говорит.
Иван: Помоги мне, бабушка, найти Василису Прекрасную.
Баба-яга: Ладно, помогу тебе, Иван, вызволить Василису Прекрасную. По душе ты мне пришёлся. Пора Кощея проучить за его коварство. Вот тебе, Иван клубок. Приведёт он тебя прямо в царство Кощеево. В подземелье у него три темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой находится Змей Горыныч, а третья темница пустая. Запомни, Иван, все подписи на дверях неверные. Откроешь дверь, за которой Змей Горыныч - быть тебе растерзанным. Покажешь на пустую темницу –быть тебе узником до конца дней своих.
Чтец: Бросил Иван клубок на землю. Покатился клубок, а Иван за ним. Быстро сказка сказывается, да не скоро делается .Шёл Иван по горам, по долам и дошёл до царства Кощеего. Видит подземелье, а в нем три темницы. Задумался Иван. Посоветуйте, ребята, на какую дверь должен показать Иван?
Задача-сказка «Гуси-лебеди».
Чтец. Жили старик со старухой. У них была дочка да сынок маленький. Родители ушли на работу, а дочке наказали за братцем доглядывать. Родители ушли, а девочка посадила братца на травку под окошком и убежала с подружками играть. Налетели гуси-лебеди, схватили братца и унесли. Прибежала девочка, ахнула, кинулась братца искать. Долго ли, коротко ли нашла она братца в избушке у бабы-яги. Схватила она братца и побежала, а гуси-лебеди за ней, того и гляди догонят. Видит девочка перед ней молочная река, кисельные берега.
Дочка. Речка матушка, спрячь меня.
Речка. Съешь моего киселька тогда и спрячу.
Чтец. Нечего делать, съела девочка киселька, речка её спрятала под бережком, а гуси мимо пролетели. Бежит девочка дальше. Опять её гуси догоняют. Беда! Увидела девочка яблоню и просит её.
Дочка. Яблонька-матушка спрячь меня.
Яблонька. Спрячу я тебя, если ты мне поможешь. Разложи мои яблочки по тарелкам так, чтобы в первой было 6 яблок, во второй-5, в третьей-4, в четвёртой-3, в пятой- 2, в шестой-1. Поставь эти тарелки так, чтобы образовался треугольник: по три тарелки на каждой стороне, да чтобы сумма всех яблок на каждой стороне равнялась бы 12.
Чтец: Задумалась девочка, а гуси тут как тут. Помогите скорее девочке разложить яблоки по тарелкам и спасти братца.
Учитель: Молодцы, ребята!
Наш следующий конкурс «Домашнее задание». Дома командам нужно было подготовить сообщение о числах и загадки. Начнем с загадок.
- Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок.
В нём шесть кругленьких детей
Называется… (стручок). - Два брюшка, четыре ушка
Называется… (подушка). - Стоит Антошка
на одной ножке,
где солнце встанет
туда он и глянет. (подсолнух) - Живут два друга, глядят в два друга (глаза, очки).
- Овсом его не кормят
Кнутом его не гонят
А как пашет
Семь плугов тащит (трактор). - Под одной крышей четыре братца живут. (стол)
Пока жюри подводят итоги заслушаем сообщения о числах.
(Дети читают сообщения.)
Учитель: Наши современные компьютеры работают на основе двоичной арифметики. Все программы составлены с использованием чисел 0 и 1.Так что беэ нуля невозможно создать компьютера, а без него был бы невозможен наш следующий конкурс «Конкурс капитанов».
На мониторе компьютера необходимо найти все четырёхугольники и выделить их зелёным цветом.
- Пока наши капитаны выполняют задания
«Игра со зрителями»
Известный русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Он отправился пешком в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он?
45 Менделеев
100-Ломоносов
65- Попов
- Молодцы!
Высказывание М.В.Ломоносова вы видите на плакате. Прочитаем его все вместе.
«Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит».
Физкультминутка.
Учитель: следующий конкурс «Командная игра»
А ну-ка догадайтесь! Возьмите всего две палочки .Как из двух палочек получить 10.
Ну это была подготовка. Вот вам рисунок. Выложите у себя на столе такую же фигуру!
(На лугу, на лугу, на лугу пасётся ко…)
- Как вы думаете, кто это? Ну так вот, гуляла себе корова на лугу гуляла, а потом её кто-то позвал
Переложите всего одну палочку так, чтобы корова повернула голову в другую сторону.
Как только ваша команда догадается нужно хлопнуть в ладоши. Внимание! Начали!
Молодцы, ребята!
(Слово предоставляется жюри).
Учитель: Последний конкурс «Рассуждалки»
Возьмите в руки сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то показываете зелёный кружок, если не согласны, то красный.
(На рисунке изображены корова, лиса, медведь, кот).
Приготовились, начали!
- Все животные, изображённые на рисунке, домашние.
- Все животные, изображённые на рисунке, любят мёд.
- Все животные, изображённые на рисунке, имеют хвост.
- Все животные, изображённые на рисунке, едят траву.
- Любое животное, изображённое на рисунке, любит кур.
- Некоторые животные, изображённые на рисунке, живут в лесу.
- Каждое животное, изображённое на рисунке, охотится за мышами.
- Некоторые животные, изображённые на рисунке, впадают в зимнюю спячку.
- Некоторые животные, изображённые на рисунке, имеют четыре лапы
Учитель: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги посмотрим сценку «Треугольник и Квадрат» по стихотворению-шутке Е.Паина.
Автор:
Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший-треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат: Почему ты злишься брат?
Автор: Тот кричит ему…
Треугольник:
Смотри: ты полней меня и шире
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор: Но квадрат ответил.
Квадрат: Брат! Я же старше, я - квадрат.
Автор: И сказал ешё нежней.
Квадрат: Неизвестно кто нужней.
Автор:
Но настала ночь,
И к брату, натыкаясь на столы
Младший лезет воровато
Уходя, сказал…
Треугольник:
Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился-был квадратным,
А проснёшься без углов!
Автор:
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата!
Онемел! Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учитель:
Вот и закончена игра.
Итоги подводить пора!
Слово предоставляется жюри.
Используемая литература.
- Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя.-М.: Начальная школа.2004-(Прилож. к журн. «Начальная школа»).
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.М, «Просвешение», 1975.
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике.Пособие для учителя: Пер. с болг.- М:Просвещение,1993