Открытое интегрированное занятие по развитию речи/ознакомлению с окружающим для детей старшей логопедической группы с ОНР. Тема: "Письмо от хомячка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи. Продолжить знакомство детей с обитателями уголка природы: хомячок, рыбки, попугаи. Уточнить и закрепить знания об особенностях внешнего вида хомячка. Формировать представления об особенностях его жизни: где живет, чем питается, как добывает пищу, как передвигается. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении (животные). Прививать практические навыки ухода за обитателями уголка природы (хомячок, рыбки, попугаи). Воспитывать любовь к животным, доброе, заботливое отношение к ним.

Коррекционные задачи. Активизация словаря по теме «Животные». Согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже. Практическое употребление в речи существительных в творительном падеже (тело покрыто шерстью, перьями), в родительном падеже единственном числе (силуэт лебедя, лисы, хомяка и т.д.). Закрепление порядкового счета. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Дать представление о зрении. Дать представление об осязании: рука как орган чувств, позволяющий ориентироваться в окружающем мире. Рука как орган познания: осязает, ощупывает, совершает действия.

Материалы и оборудование. Золотистый (сирийский хомячок), клетка для содержания животных, транспортная клеточка, продукты питания (хлеб, зерно, овощи, фрукты, яйцо, семечки и т.д.). «Чудесные мешочки» на каждого ребенка. Магнитофон, аудиокассета. Силуэтные изображения диких и домашних животных, птиц, хомячка. Карандаши, листочки бумаги с контурным изображением хомячка на каждого ребенка. Иллюстрации с хомячками, фотоаппарат. Конверт с письмом, фотографиями и книгой.

Лексический материал

Существительные: хомячок, тело покрыто шерстью, лапки, глазки, окраска, осязание, зрение, вкус, обоняние.

Прилагательные: гладкий, теплый, мягкий, пушистый, рыжий, маленький, смешной, шустрый, проворный, цепкий, запасливый, старательный, заботливый, голодный.Лапки короткие, розовые, с острыми коготками Глазки маленькие, блестящие, черные, напоминают бусинки. Защечные мешки.

Глаголы: бегает, прыгает, карабкается, цепляется, умывается, чистится, запасается.

Словообразование: окраска рыже-белая или двухцветная.

Предварительная работа: для того, чтобы хомячок показал себя во всей красе, накануне вечером ему дают совсем немного еды, а утром перед наблюдением не кормят вообще. Хомячка следует поместить в транспортную клеточку, а постоянную клетку вымыть.

Ход занятия

Воспитатель: «Сегодня утром мы делали генеральную уборку в клетке у Хомы (кличка животного), и я очень рада, что вы научились ухаживать за хомячком. Молодцы! Наша клетка наконец-то высохла, и думаю, что пора пустить в нее Хому.

- Посмотрите, как он волнуется в транспортной клеточке. Почему?

(Транспортная клетка тесная, в ней нельзя жить. В ней можно только перевозить животных).

- Да, транспортная клетка служит для временного помещения туда животных и птиц. А какой должна быть клетка для постоянного проживания?

(Удобной, просторной).

Воспитатель достает хомячка, сажает на стол. Дает ему некоторое время, чтобы успокоиться. Здесь же на столе, стоит большая клетка, но она пока закрыта. Дети рассматривают животное.

- Посмотрите на Хому. Расскажите, какой он? (Маленький, смешной, шустрый, проворный, цепкий).

- Погладьте Хому. Какой он? (Гладкий, теплый, мягкий, пушистый).

- Какого он цвета? (Рыжий, с белыми пятнами и белым животиком).

- Значит, в окраске присутствуют два цвета: рыжий и белый. Как можно по-другому сказать о цвете? (Окраска рыже-белая или двухцветная).

- Какие у Хомы глазки? (Маленькие, блестящие, черные, напоминают бусинки).

- Какие лапки? (Короткие, розовые, с острыми коготками).

А кто знает, сколько пальцев на передних и задних лапках? (На передних - по 4, задних – по 5).

- Что Хома делает передними лапками? (Придерживает пищу, умывается, чистится).

А теперь осторожно по очереди погладьте Хому. Какой он? (Гладкий, теплый, мягкий, пушистый, тело покрыто шерстью).

Если тело Хомы покрыто шерстью, то кто он? (Животное).

- А чем животные отличаются от птиц? (Тело у птиц покрыто перьями, а у животных – шерстью; у птиц - 2 лапки, а у животных – 4; у птиц есть клюв, крылья, а у животных – нет; птицы могут летать).

- Наш Хома волнуется. Почему? Мы забыли его покормить. Поможете мне? Как вы думаете, что он больше всего любит? (Зерно, хлеб, семечки, морковь, капусту, яблоки, яйца, сухари и т.д.)

Физкультминутка

Дети выбирают из предложенного ассортимента продуктов нужные и накладывают их на маленькие подносы, подносы ставят хомячку.

Наблюдение продолжается

Голодный хомячок спешит запастись впрок. Набив полные защечные мешки, он отправляется в клетку, поднимается по «этажам» и оставляет еду в домике. Так повторяется несколько раз.

- Что из продуктов понравилось Хоме больше всего?

- Куда он складывает кусочки пищи? (за щеки).

- Эти мешки за щеками называются защечными мешками. Повторите!

- Сколько запасов сделал наш Хома! Какой он? (Запасливый, заботливый, старательный, голодный).

- Что Хома умеет делать? (Бегать, прыгать, лазить, цепляться, умываться, чиститься, грызть, кушать, таскать, прятать и т.д.)

Хомяк, закончив заготовку, прячется в домике.

- Пусть Хома отдохнет, а мы пока поиграем.

Дидактическая игра «Чей силуэт?»

На демонстрационной доске силуэты животных, птиц, в том числе и хомяка. Воспитатель спрашивает детей:

- Чей силуэт перед вами? (Силуэт медведя, лебедя, козы, коровы и т.д.)

- Который по счету силуэт хомяка? (Дети отвечают).

- Как вы смогли это определить? (При помощи глаз: видели, смотрели).

Воспитатель дает понятие:

- Способность человека видеть, различать и узнавать знакомые предметы при помощи глаз называется зрением.

- Жаль, что Хома спрятался! Так хочется еще раз почувствовать его тепло, погладить шерстку. Но Хома так переволновался, не будем его беспокоить. Знаете, что я придумала? Давайте попросим «Чудесные мешочки» помочь нам!

Д/и «Чудесный мешочек»

- Найдите каждый в своем мешочке предмет, который при прикосновении и поглаживании напомнит вам мягкого и теплого хомячка!

Дети подходят к мешочкам, на ощупь выбирают и достают кусочки меха. (Кроме них в мешочках находятся кусочки ткани, металлические, деревянные и пластмассовые предметы).

- Молодцы! А как же вы узнали, что именно нужно достать? Ведь вы не видели, что лежит в мешочке? (При помощи руки: трогали, ощупывали, гладили).

- Действительно, ваша рука выступала как орган познания, орган чувств. Это ее свойство, узнавать знакомые предметы, прикасаясь к ним, на ощупь, называется осязание. Осязание позволяет нам ориентироваться в окружающем нас мире. В данном случае рука осязала, ощупывала, совершала действия. А вообще, у человека 5 органов чувств. Это: зрение вкус, обоняние, слух, осязание.

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо, адресованное детям. Вместо обратного адреса загадка:

Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!

Дети, отгадав загадку, узнают, от кого пришло письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте дорогие ребята!

Как вы уже догадались, я – хомяк, а зовут меня Тёма. Недавно от знакомой сороки я узнал, что у вас живет мой брат. Вы назвали его Хома и теперь заботитесь о нем. Я очень рад за Хому, но немного скучаю и боюсь, а вдруг вы мало знаете о нас, хомячках, и не смогли создать ему хорошие условия. Давайте я расскажу вам о нас!

Когда я был маленьким, мы с братом и сестренками жили в степи в глубокой норе под землей. Нора наша состояла из двух отсеков: в одном мы спали, а другой был кладовой. Сюда мы складывали свои запасы на зиму: картофель, горох (стручки), клевер, хлебные зерна. Охотно поедали мы и маленьких животных: мышей, ящериц, ужей, птичек, насекомых.

Да, хорошо нам жилось в степи! Мама относилась к нам очень заботливо. Но как только мы, малыши, научились рыть землю, она выгнала нас из норы для самостоятельной жизни. Тогда-то я и потерял Хому.

Я быстро выкопал себе собственную норку. А знаете, как мы это делаем? Хомяки отличаются большой ловкостью при копании норы. Подгребая под себя передними лапами землю, задними ногами они с силой отбрасывают ее назад, а затем, пятясь, отодвигают ее всем туловищем. А передние лапки служат нам для придерживания пищи и для тщательного приглаживания и чистки меха.

На зиму я один заготавливал до 90 кг зерна и других продуктов, которые переносил в защечных мешках.

Хомяки очень осторожны и смелы. Главными нашими врагами являются хорьки. Но Хома теперь живет у вас, в детском саду, и ему нечего бояться. Я знаю, что вы хорошо за ним ухаживаете.

Чаще давайте Хоме хлебные зерна, бобовые растения, овощи, фрукты, семечки. Я думаю, что он не откажется от булки, масла, сыра и яиц.

Передавайте моему брату большой привет. Кстати, он уже проснулся? Ведь, как и ежи, хомячки на зиму иногда впадают в спячку и в неволе.

Высылаю вам фотографии и книгу о хомячках. Из нее вы узнаете, как правильно ухаживать за Хомой, как его дрессировать, как кормить. А если вдруг он заболеет, вы сами сможете оказать ему первую помощь.

До свидания!

С большим приветом к вам Тёма, золотой (или сирийский) хомячок.

Воспитатель достает из конверта книгу о хомячках и фотографии с изображениями хомячков, хорька. Дети помогают разместить фотографии на стенде. Рассматривают их.

- Что нового вы узнали о хомячках из письма?

  1. Жилище: нора, имеющая два входа, два отсека.
  2. Пища: зерно, насекомые, мыши, змеи.
  3. Враги: хорьки.
  4. Иногда впадают в спячку даже в неволе.

- Давайте мы пошлем Тёме письмо. А чтобы он смог посмотреть на своего братишку, мы вложим в конверт его портрет. Но пусть каждый нарисует Хому таким, каким он его видит. И еще одно условие: шерстку вы будете рисовать штрихом. Согласны?

Воспитатель достает фотоаппарат, «фотографирует» хомячка. Достает из фотоаппарата маленькие (11х17) листочки бумаги с контурным изображением хомячка и раздает детям. Под тихую музыку дети заштриховывают контур хомячка.

По окончании рисования воспитатель предлагает детям найти в «Чудесном» мешочке» пластмассовый овальный предмет, похожий на яйцо. Дети достают коробочки от киндер-сюрпризов, в них угощение.