Урок русского языка в 3-м классе "Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне ;
  • Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: оформление доски, таблицы проверки слов с парными согласными на конце и в середине слова, мультимедийный проектор, мультимедийная обучающая образовательная программа-тренажер по русскому языку «ФРАЗА».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Слова учителя:

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Ребята, мы сегодня с вами продолжим работу по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

II. Минутка чистописания.

Ле Ла Лу ал ул ел ил

лимон яблоко молоко

Холодным дождем смывает осень пестрый убор листьев.

  • Подчеркнуть главные члены предложения.
  • Назвать встретившиеся орфограммы.

III. Повторение пройденного материала.

1. Индивидуальная работа.

  1. Напишите слова в два столбика: в первый – со звонкой парной согласной, во второй – с глухой. Выделить орфограммы.
    Крепкий, поезд, ложка, резкий, пляж, шишка, лёгкий, редкий, сказка, провезти, скорлупка, указка.
  2. Составьте из слов предложения, запишите, выделите все орфограммы.
    Подчеркните в последнем предложении главные члены.
    Мягкие, стояли, дни, серые.
    Зима, снежком, завалила, легким, город.
    Утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую.
  3. Разобрать по составу:
    Березка, узкий, братишка, пушистые, осенний, подосиновик, переезд, дружный, деревенский, лисичка.
  4. На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные в конце слова и в середине.)

2. Фронтальная работа. Орфографическая минутка.

Снег, сладкий, мороз, узкий, обед, хлеб, близкий, избушка, варежка, труд.

Проверка: учащиеся по цепочке читают эти слова и называют орфограммы.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа над правилом подбора проверочных слов.

Глубокий овраг, стальной плуг, крутой берег, скорый поезд, большой гвоздь, мелкий дождь.

Учитель: Как проверять слова с парными согласными на конце слова, в корне слова?

Учащиеся: Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.

2. Работа устная с использованием мультимедийного проектора и мультимедиаучебника «ФРАЗА». Учащийся читает фразы с пропущенными согласными в словах, вставляют пропущенную букву, подбирая проверочные слова.

Образец на мультимедийном экране:

Рос_йский фла_, яркий галсту_, кр_сивый плато_;

Резиновый сапо_, наступает вра_, Бере_ моря.

3. Игра «Не подведи свой ряд». Но доске написаны три столбика слов с глухими и звонкими согласными на конце слова и в корне. Вызываются представители каждого ряда и вставляют пропущенные буквы.

Сказка

Шалаш

Шапка

Кружка

Ягодка

Окошко

Беседка

Стружка

Березка

Сугроб

Ключ

Шутка

4. Диктант с предварительной подготовкой (упражнение 203)

Весной на реке начинается сплав леса. Много силы и ловкости нужно сплавщикам. Особенно трудно сплавлять лес на бурных реках.

Задание к тексту: выписать однокоренные слова, выделить корень, объяснить написание слов, которые нужно проверять.

5. Физкультминутка:

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт-привет!

V. Закрепление изученного материала.

1. Образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

Напишите их:

Шагать, стучать, грузить, клевать, спорить, зарядить, обедать, морозить.

Подчеркните парные согласные.

2. Упражнение в подборе проверочных слов. 203 (устно)

3. Игра «Не ошибись» упр. 205.

4. Словарная работа.

Прочитайте загадку в упр. 204.

Учитель: Что это такое?

Учащиеся: (Компас)

Что такое компас? (Прибор для определения сторон света).

Какие стороны горизонта вы знаете?

Мы повторим о словах: север, восток.

Какие значения имеют эти слова?

(Местность с холодным, суровым климатом, восточная часть России.)

Запишите слова, поставьте ударения. Найдите орфограммы в этих словах.

(В слове север безударная гласная е, в слове восток безударная гласная о.)

Запомните написание этих слов.

Домашнее задание упражнение № 201

  • Какие орфограммы корня слова вы знаете?
  • Как проверить безударные гласные в корне?
  • Как проверить слова с парными согласными на конце слова, в корне слова?

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Вопрос к учащимся: Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?