Цели урока:
- Закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне ;
- Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: оформление доски, таблицы проверки слов с парными согласными на конце и в середине слова, мультимедийный проектор, мультимедийная обучающая образовательная программа-тренажер по русскому языку «ФРАЗА».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слова учителя:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Ребята, мы сегодня с вами продолжим работу по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».
II. Минутка чистописания.
Ле Ла Лу ал ул ел ил
лимон яблоко молоко
Холодным дождем смывает осень пестрый убор листьев.
- Подчеркнуть главные члены предложения.
- Назвать встретившиеся орфограммы.
III. Повторение пройденного материала.
1. Индивидуальная работа.
- Напишите слова в два столбика: в первый – со звонкой парной согласной, во второй – с глухой. Выделить орфограммы.
Крепкий, поезд, ложка, резкий, пляж, шишка, лёгкий, редкий, сказка, провезти, скорлупка, указка. - Составьте из слов предложения, запишите, выделите все орфограммы.
Подчеркните в последнем предложении главные члены.
Мягкие, стояли, дни, серые.
Зима, снежком, завалила, легким, город.
Утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую. - Разобрать по составу:
Березка, узкий, братишка, пушистые, осенний, подосиновик, переезд, дружный, деревенский, лисичка. - На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные в конце слова и в середине.)
2. Фронтальная работа. Орфографическая минутка.
Снег, сладкий, мороз, узкий, обед, хлеб, близкий, избушка, варежка, труд.
Проверка: учащиеся по цепочке читают эти слова и называют орфограммы.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа над правилом подбора проверочных слов.
Глубокий овраг, стальной плуг, крутой берег, скорый поезд, большой гвоздь, мелкий дождь.
Учитель: Как проверять слова с парными согласными на конце слова, в корне слова?
Учащиеся: Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.
2. Работа устная с использованием мультимедийного проектора и мультимедиаучебника «ФРАЗА». Учащийся читает фразы с пропущенными согласными в словах, вставляют пропущенную букву, подбирая проверочные слова.
Образец на мультимедийном экране:
Рос_йский фла_, яркий галсту_, кр_сивый плато_;
Резиновый сапо_, наступает вра_, Бере_ моря.
3. Игра «Не подведи свой ряд». Но доске написаны три столбика слов с глухими и звонкими согласными на конце слова и в корне. Вызываются представители каждого ряда и вставляют пропущенные буквы.
Сказка |
Шалаш |
Шапка |
Кружка |
Ягодка |
Окошко |
Беседка |
Стружка |
Березка |
Сугроб |
Ключ |
Шутка |
4. Диктант с предварительной подготовкой (упражнение 203)
Весной на реке начинается сплав леса. Много силы и ловкости нужно сплавщикам. Особенно трудно сплавлять лес на бурных реках.
Задание к тексту: выписать однокоренные слова, выделить корень, объяснить написание слов, которые нужно проверять.
5. Физкультминутка:
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт-привет!
V. Закрепление изученного материала.
1. Образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
Напишите их:
Шагать, стучать, грузить, клевать, спорить, зарядить, обедать, морозить.
Подчеркните парные согласные.
2. Упражнение в подборе проверочных слов. 203 (устно)
3. Игра «Не ошибись» упр. 205.
4. Словарная работа.
Прочитайте загадку в упр. 204.
Учитель: Что это такое?
Учащиеся: (Компас)
Что такое компас? (Прибор для определения сторон света).
Какие стороны горизонта вы знаете?
Мы повторим о словах: север, восток.
Какие значения имеют эти слова?
(Местность с холодным, суровым климатом, восточная часть России.)
Запишите слова, поставьте ударения. Найдите орфограммы в этих словах.
(В слове север безударная гласная е, в слове восток безударная гласная о.)
Запомните написание этих слов.
Домашнее задание упражнение № 201
- Какие орфограммы корня слова вы знаете?
- Как проверить безударные гласные в корне?
- Как проверить слова с парными согласными на конце слова, в корне слова?
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.
Вопрос к учащимся: Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?