Цели урока:
- Познакомить со структурой письма.
- Научить подписывать конверт, составлять письма.
- Прививать чувства доброжелательности, внимание к адресату.
Оборудование урока: Портрет Э. Успенского, иллюстрации к повести- сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», карточки с заданием, письма, кроссворд, магнитофон.
Ход урока
I. Чтение скороговорки. «Проворонила ворона воронёнка».
II. Звучит музыка из мультфильма по повести – сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
- Ребята, из какого мультфильма эта музыка? Кто автор этого произведения? Назовите героев.
- Нам пришла шифровка от почтальона Печкина. Нужно её расшифровать, и мы тогда сможем записать тему нашего урока.
- Посмотрите, ребята, на тему и определите цель нашего урока.
- Сегодня вы познакомитесь с правилами написания письма, научитесь заполнять конверт, а герои мультфильма нам в этом помогут.
- Почтальон Печкин отправил к нам на урок экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика.
(Сообщение ученика).
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать ещё позднее.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.
Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
- Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма. А зачем пишут письма? Какие виды писем вам, ребята, известны?
III. Задание от кота Матроскина. Словарный диктант – кроссворд.
- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради, подчёркиваем орфограммы.
- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо)
- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)
- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес)
- Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)
- Человек, разносящий письма, телеграммы. (Почтальон)
- Ребята, без каких слов не обойдётся ни одно письмо? Назовите их.
(Запись слов здравствуйте, до свидания.)
IV. Почтовый конверт. (Сообщение ученика.)
- Печкин, ребята, отправил к нам на урок жену владельца бумажного магазина. Госпожа Бревер расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт.
В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.
Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку.
Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.
Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листе этого свободного места не оставалось.
Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.
Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.
Со дня изготовления первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.
- Спасибо, госпожа Бревер. А сейчас мы познакомимся с правилами заполнения конверта.
V. Правила заполнения конверта.
VI. Чтение писем из Простоквашино.
Дорогой ты наш отец – дядя Фёдор!
От этого Матроскина житья совсем не стало. Раскомандовался! Только и слышно: «Поди! Принеси! Подай! Сходи в магазин! Сбегай на почту! Поруби дрова! Вымой за собой посуду!» А у меня посуды – одна миска. И мыть её нечего. Языком облизал и всё. И дрова мне не нужны, мне в моей шкуре и так тепло. В общем, если ты не приедешь, я его кусать начну.
В остальном живём хорошо. Можно сказать, дружно. Только спорим часто. Вот уже целую неделю спорим – кто должен дверь закрыть. Матроскин молоко пролил, и в доме скользко.
Почтальон Печкин вошёл, поскользнулся и сразу под стол въехал. Лежит и сердится.
Дядя Фёдор, прикажи Матроскину дверь закрыть.
До свидания. Твой вечный друг Шарик.
Дорогой дядя Фёдор!
От этого Шарика житья совсем не стало! Ничего делать не хочет, только с фоторужьём бегает. А когда убегает, так спешит, что дверь ему закрыть некогда.
Увидел кабана в огороде и помчался за ним. А кабан – то наш простоквашинский не шибко грамотный, он фоторужьё от простого не отличает. Он думал, что стрелять хотят. Целый день нашего охотника по полям гонял.
Пришёл весь мокрый и с ногами под кровать залез, а дверь закрыть у него, видите ли, сил не было. А я ему не прислуга.
Дядя Фёдор, я тебя предупреждаю, если Шарик завтра не закроет дверь, я перееду жить в коровник, там на три градуса теплее. А Шарик пусть здесь замерзает.
До свидания. Любящий тебя кот Матроскин.
- Ребята, это письма деловые или личные? Что вы можете сказать о героях этих писем?
- Можно ли так вести себя?
- Ребята, а давайте напишем письма этим героям. Напишите письмо – просьбу, письмо – совет.
VII. Алгоритм написания письма.
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.
- Основная часть – деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения или пожелания.
- Подпись, дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале.
VIII. Чтение лучших работ. Выставление оценок.
IX. Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы много узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, с алгоритмом написания письма, писали письма. А что же объединяет ваши письма? (Они все личные). Дома напишите почтальону Печкину о нашем уроке письмо – рассказ.
Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат два лепестка. Если вам всё понятно по теме «Письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком, а если остались какие – то вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Построение цветка.)