Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Имя прилагательное”.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся по теме, закрепить навыки правописания прилагательных.
- Продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи.
- Развивать память, мышление, умение пользоваться алгоритмами, опорными записями при выполнении различных заданий.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группах, вести учебную дискуссию.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- интерактивная доска, карточки-задания.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Задание
: Тест (приложение №1)(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)
(проверка теста: координаторы в группах зачитывают правильные ответы).
- Сформулируйте тему урока, опираясь на тест.
- Чем мы сегодня будем заниматься? Какие задачи мы перед собой поставим? (учащиеся сами формулируют цель и задачи урока);(слайд 2)
3. Прочитайте тексты, сравните
. Чем они отличаются? (слайд 3)1. Настали дни. В траве проглядывают стебельки. Ветер разносит аромат земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
2. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
- Какова роль прилагательных в тексте? Что они обозначают?
Задание: выполните синтаксический разбор второго предложения, сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного (один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения на интерактивной доске) (слайд 4)
- Объясните правописание прилагательного (в траве) прошлогодней. Какое это прилагательное? Способ образования?
Задание: подберите к выделенным существительным сложные прилагательные. (Задание выполняется в группах)
Возможный вариант текста: (слайд №5) (учащиеся выполняют морфемный разбор сложных прилагательных на интерактивной доске)
Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.
4. Повторение правописания прилагательных
.Работа с сигнальными карточками: Учитель произносит тезисы. Если
тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
- Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.
- В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –онн-, -енн-, пишется НН.
- В суффиксе –ян- всегда пишется Н.
- В кратких прилагательных всегда пишется Н.
- В суффиксе –ин- всегда пишется Н.
- В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин-.
- Слова зеленый, синий, юный, румяный, багряный пишутся с Н.
Задание: Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы Н или НН (задание выполняется в парах) (Приложение №2; слайд № 6)
5. “Третий лишний”.
Выберите “лишнее” прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать? (Разряды прилагательных) (работа в группах) (слайд 7) Задание: Определите разряд прилагательных.
1.Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.
2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день.
3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.
6. Повторение правописания Не с прилагательными
.Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными? Напишите номера ваших ответов (работа в группах) (слайд 8)
1. Найти зависимые слова.
2. Установить, если предлог.
3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.
- Поставить вопрос к слову.
- Определить падеж.
- Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.
- Установить, можно ли заменить слово синонимом.
- Подобрать родственные слова.
Задание: “Составьте шифр” Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с -НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.
Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; недорогой, но красивый платок; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; невысокий кустарник
Взаимопроверка (слайд 9)
(Р,С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.)
7.“Не спутай кармашки”
Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек. (работа в парах)
Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец.
(Самопроверка) (слайд 10)
8. Запишите предложения, исправив ошибки.
Каким правилом будете пользоваться? (Степени сравнения прилагательных)
1.Развитие событий в этой картине становится более интереснее.
2.Волга ширее Дона.
3. С наступлением весны дни становятся длиньше.
4. Из двух зол выбирай более меньшее.
5. Нет ничего красивше природы родного уголка.
Задание: Выполнить на выбор синтаксический разбор одного предложения. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.
9. “Буквенный диктант
”Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву “Д”, не согласны – “Н”
1.
- Прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы: какой, какая, какие.
- Обозначает признак предмета.
- В предложении бывает определением.
2.
- Прилагательное имеет разряды: качественное, относительное, притяжательное.
- Относительное прилагательное имеет степени сравнения.
- Прилагательное лисий – относительное.
3.
- Прилагательные: неряшливый, неугомонный пишутся слитно, т.к. без НЕ не употребляются.
- Прилагательное: Неглубокая, но холодная река пишется раздельно.
- Если прилагательное можно заменить синонимом без –НЕ, то можно написать раздельно
4.
- Качественные прилагательные имеют степени сравнения.
- Прилагательные: меньше, хуже, лучше относятся к простой сравнительной степени.
- Прилагательные: более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени
5.
- В предложении: Морозное дыхание метели еще свежо 2 прилагательных.
- В суффиксах прилагательных: лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е.
- В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е.
6.
- Сложные прилагательные пишутся только слитно.
- Прилагательные, обозначающие оттенки цветов пишутся слитно.
- Сложные прилагательные могут писаться слитно или через дефис.
7.
- Ветреный – Н.
- Стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН.
- В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных
10. Рефлексия
. Самопроверка (слайд 12)Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра “5”). Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?
11. Подведение итогов
.12. Домашнее задание.
Подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы - с.135 учебника.