Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с новым разделом науки о языке.
- Показать необходимость употребления синонимов в речи.
- Научить выделять смысловые оттенки синонимов.
- Строить синонимический ряд.
Употребление синонимов в нашей речи.
Ход урока
1. Объявление темы урока и его задач.
2. Объяснение нового материала.
Учитель показывает на электронной доске текст сказки.
Зайцы
Собрались маленькие зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и колка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись, даже старые зайцы.
Расставить и объяснить недостающие знаки препинания (на доске поставит только два тире)
Вставить пропущенные орфограммы (учитель пропустит их по своему усмотрению).
- Назовите глаголы, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы?
Собрались, сбежались, приплелись - все обозначают действие “пришли”, но сказочник употребляет разные глаголы, характеризующие возраст мудрых старых зайцев, молодых, уставших зайчих.
- А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?
Хихикнули молодые, засмеялись старые, улыбнулись степенные.
- Что же делает этот текст выразительным?
- Итак, мы обнаружили очень интересное явление: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками. И эти слова, близкие по смыслу, но разные по написанию называются синонимами.
3. Развитие темы.
Несколько синонимов называются синонимическим рядом.
Какие глаголы со значением “смеяться” вы еще знаете?
(захохотали, прыснули, загоготали).
4. Прочитаем теоретический материал в учебнике.
5. Задание.
Выпишите глаголы - синонимы. Учитель читает выразительно, четко, медленно.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Он уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, и вдруг засмеялся.
Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже – совсем по-детски – залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба они хохотали так несколько минут.
- Зачитайте синонимический ряд.
- Как смеялся маленький мальчик? (залился )
- Как смеялся взрослый боец? (прыснул)
6. Закрепление понятия “синонимы”.
Запишем несколько синонимичных рядов.
А. Вьюга, пурга, метель.
Вьюга – снежная буря, когда сильный ветер заставляет снег носиться, кружиться, виться.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.
Пурга – снежная буря на открытом пространстве.
Б. Глаза, очи.
Очи – поэтический синоним.
Глаза – имеет нейтральный оттенок.
Зенки – относится к просторечию - это грубое, неуважительное слово. А по значению эти слова одинаковые.
7. Итог урока.
Пользоваться синонимами необходимо, чтобы наша речь была выразительной и яркой.
8. Домашнее задание.
Упражнение по выбору учителя.
Индивидуальные задания сильной группе учащихся.