Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи:
1) создавать условия для формирования в классе
атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
2) развивать умение действовать сообразно
полученным нравственным знаниям в реальных
жизненных ситуациях;
Оборудование:
Календарик настроения, мяч, презентация, фонограмма песни о дружбе, лепестки настроения.
Занятие рассчитано на детей 8-9 лет.
Ход занятия
Вступительная часть.
Учитель:
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! (обращается к детям)
Перед вами календарик настроения. Отметьте, какое у вас настроение.
Дети говорят.
Учитель: давайте с вами поиграем.
Как живешь? – Вот так! (Дети показывают соответствующие движения на слова “Вот так!”)
А плывешь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
А бежишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Учитель: поднялось настроение? Почему?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что настроение может подниматься от того, с кем ты, в какой находишься обстановке.
Учитель: А что можно делать вместе? Какие коллективные дела вы делаете вместе, всем классом?
Основная часть.
Учитель: Ребята, а бывают в вашем классе такие ситуации, когда вы хотите сделать какое-нибудь коллективное дело, и оно у вас не получается. Допустим, собрались организовать соревнование, и у вас ничего не получилось: рассорились, а может даже подрались.
(Ответы детей)
Сообщение темы занятия.
Учитель: Вот, чтобы не случалось подобного, мы с вами сегодня попробуем вывести правила поведения, выполняя которые, вы все вместе сможете организовать любой вид деятельности. Как вы думаете нужно знать эти правила лично вам?
(Ответы детей)
Учитель: Я, думаю, вы мне поможете.
Учитель: Долго Павлик ждал своего дня рождения. Наконец, он настал. Сидит Павлик, ждет родителей, а они ушли за подарком. Перед днем рождения, Павлик просил родителе купить ему велосипед, мечтал, как он прокатиться по двору, и все ребята будут ему завидовать! Пришли родители и….. вручают Павлику пожарную машину! Такую большую, красивую, на батарейках!
Бросил Павлик машину, затопал ногами, расплакался, выбежал во двор. А там ребята стоят, собрались идти к Павлику в гости. Рассказал все мальчик, замолчали ребята, и тут Коля говорит:
- А я бы поиграл с машиной и дал бы поиграть своему братику.
Ваня: А я бы обрадовался любому подарку (мама у Вани одна воспитывает его и сестренку, тяжело им живется)
А маленькая Аленка ничего не сказала, опустила глаза, в руках за спиной у нее свой подарок, который она приготовила Павлику.
Учитель: как вы думаете, что сделал Павлик?
Рассуждения детей. Приходят к одному мнению. Павлик побежал домой, извинился перед родителями.
Учитель: как вы думаете, что подтолкнуло Павлика на эти действия?
- Дети вместе с учителем выводят первое правило: НЕ БУДЬ РАВНОДУШЕН К ЧУЖОЙ БЕДЕ.
Учитель: а продолжение этой истории хотите услышать? Все ребята пришли на День Рождения к Павлику, не было только Аленки, как вы думаете, почему?
Рассуждения детей. Аленка испугалась, что Павлик поступит с ее подарком точно так же.
Учитель рассказывает детям еще несколько случаев из жизни их сверстников.
- В итоге дискуссии, обсуждения этих ситуаций, дети вместе с учителем выводят следующие правила поведения:
- УМЕЙ ВЫСЛУШИВАТЬ МНЕНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
- УМЕЙ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ПРИНИМАТЬ ДРУГУЮ.
- ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ – СПРОСИ У ВЗРОСЛЫХ.
Учитель: ребята, я хотела с вами поговорить еще кое о чем. Мы с вами живем в многонациональном районе, в котором проживают представители 43 национальностей.
Вы уже знаете, что у каждого народа свой язык, свои обычаи и традиции, одним словом своя культура. В нашем классе учатся ребята 8 национальностей. Замечаете вы различия меду вами? Конечно же, нет! Мы с вами учимся в одной школе, в одном классе, одеваемся, вообщем-то, одинаково, разговариваем на одном языке, имеем одинаковые права и обязанности, требования к вам со стороны учителя одинаковы. И все же нам надо уважать национальные особенности тех, кто проживает рядом с нами и, конечно же необходимо знать, изучать и бережно хранить свое культурное наследие.
- Вывод последнего правила. УВАЖАЙ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ РЯДОМ С ТОБОЙ.
Выступают дети в национальных костюмах. Танец “ Дружба”. В конце выступления здороваются со всеми на разных языках.
Учитель: давайте прочитаем наши правила еще раз. Как вы думаете, с каким человеком вам будет легче общаться, с тем, который знает и выполняет эти правила, или с тем, кто эти правила не выполняет.
Ответы детей.
Учитель: А как вы думаете, если вы будите эти правила не только знать, но и выполнять, вам будет легко общаться с окружающими людьми?
Ответы детей.
Физкультурная минутка.
Учитель: Встаньте, дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг самый лучший друг.
Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, долго мячик не держи, нам про друга расскажи!
(У кого окажется мячик, рассказывает, каким бы он хотел видеть своего друга)
Практическая часть.
Учитель: Вы, дети, любите сказки? Конечно же, всем известна сказка “ Теремок”. Что случилось в конце сказки? Почему сложилась такая ситуация? Кто прав, а кто виноват?
Рассуждения детей.
Учитель: Мы с вами разделились на три команды. Задача первой и второй команды проинсценировать сказку, изменив поведение героев так, чтобы и домик остался целым, и все герои были счастливы. Задача понятна? (дети приступают к выполнению задания)
Учитель объясняет задание третьей группе:
- А вы, ребята, экспертная группа, вы будите наблюдать, за выполнением задания этими группами. Смотреть, как ребята дружно распределяют роли, как они справятся с заданием, какие правила поведения брали за основу.
Дети выполняют задание. Инсценируют сказку. Экспертная группа оценивает выступление одноклассников.
Учитель: А, может быть, экспертная группа предложит свои варианты окончания сказки?
Слушаем ответы детей.
Учитель: Мы с вами, проделывая коллективную работу, убедились, в необходимости выполнения этих правил. Давайте еще раз проговорим их.
Учитель: Вернемся к нашим календарикам настроения. Отметьте, какое настроение у вас сейчас, у кого изменилось?
Ответы детей.
Учитель: Почему изменилось ваше настроение?
Ответы детей.
Учитель: А вы можете выразить ваше настроение в цвете?
Перед вами лепестки разного цвета, выберите тот, который подходит к вашему настроению.
Дети создают полянку настроения.
Учитель: Вот какая получилась разноцветная полянка, значит цели мы своей достигли, у нас поднялось настроение, от совместно проделанной работы.