Цель: изучить согласный звук [г, г,] и его буквенное обозначение.
Задачи:
- совершенствовать навык фонетического анализа, навык чтения;
- развивать речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, разрезная азбука
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка цели урока.
– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.
III. Повторение изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
А) В каких словах звуков больше, чем букв?
В) Найди в таблице слова и раскрась их.
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | в | я | я | о | я | я | |
я | к | р | а | с | и | в | а | я | я | я | б | ы | с | т | р | а | я | |
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | |
к | у | д | р | а | в | а | я | я | я | я | м | о | р | с | к | а | я | |
я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | я | |
я | т | о | н | к | а | я | я | я | я | в | ы | с | о | к | а | я | я |
– Обменяйтесь листочками. Оцените работу товарища (согласен с ответами – синий, не согласен – зеленый). Вы все старались, похвалите друг друга.
2. Коллективная работа.
– Игра “Наборщик” Слайд 1
Составьте, как можно больше слов из слова “земляника”. (учащиеся записывают слова на доске)
– Игра “Вижу общее” Слайд 2
Разделите слова в группы, объясните, по какому признаку вы делили, сколько получили групп.
Арбуз; яблоня; сорока; Марина; земля; яма; Аля. Никита
Варианты:
1. Первая буква гласная-согласная; Слайд 3
2. Первый звук гласный-согласный Слайд 4
– Почему слова яма и яблоко отнесли во второй столбик?
– В каких случаях буква я означает два звука?
3. Одушевленные – неодушевленные. Слайд 5
4. 2 слога – 3 слога; Слайд 6
– Как определить количество слогов в слове?
5. С заглавной – со строчной буквы). Слайд 7
– Объясните написание слов с заглавной буквы.
– Составьте из слов предложение. Слайд 8
“Высокие, в, растут, ели, лесу”
В лесу растут ели.
– Объясните, что необходимо исправить? (Заглавная буква, точка)
– О чем говорится в предложении?
– Что ели делают?
– Какие ели?
– Где растут ели?
Молодцы! Я думаю пора знакомиться с новичком.
IV. Изучение нового материала.
Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.
Гром, гриб, гном, глаз, гора.
– Звук [г] – запись на доске
– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.
– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)
– Есть ли этого звука “мягкая” пара? Подберите слова – примеры.
Транскрипцию записать на доске.
– Молодцы!
– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?
– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].
– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.
ГА | ГО | ГИ | ГЕ | ГУ |
– чтение слогов – слияний.
V. Динамическая пауза.
VI. Работа по “Азбуке" с. 122-123.
Чтение слов хором.
Беседа по иллюстрации.
– Что изображено на картинке?
– Придумайте название деревне. Дайте имена жителям, такие чтобы в них встречался звук с которым мы сегодня работаем.
– Составьте рассказ по картинке.
– Чтение текста на с. 123.
– О ком говорится в тексте?
– Что делали дети?
– Какие грибы в корзинах у детей?
Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)
Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.
-Чтение пословиц на с. 122 по рядам. Объяснение смысла.
VII. Моделирование буквы. Подготовка к письму, запоминание образа буквы.
– Сколько элементов?
VIII. Изучение нового.
– Ребята, давайте, определим квартиру для новой буквы.
– Как вы думаете, есть ли у этих звуков пара? Какая?
– Объясните, почему вы так считаете.
– Вы подобрали пару Г– К, дайте характеристику.
– Назовите парные по звонкости-глухости (Б-П, Д-Т, З-С)
Продолжение работы по учебнику. С.124
1. Чтение слогов – слияний по таблице
2. Словесное рисование по опорным словам.
IX. Обобщение.
– Назовите букву, с которой мы сегодня работали.
– Какой звук она обозначает? (согласн., тв. или мяг., звонк)
– Назовите парную согласную.
X. Итог урока.
– Что вы узнали нового на уроке?
– Чему научились?