Внеклассное мероприятие "Сохраним Землю голубой и зеленой"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели:

  • прививать любовь к природе, ко всему живому, к родному краю;
  • экологическое воспитание учащихся;
  • эстетическое воспитание учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, мы с вами находимся на перроне с.Сарбала, сейчас подойдёт электропоезд и мы совершим путешествие в г.Осинники. Посмотрим вокруг, ещё много снега, хотя уже конец марта, кругом снег, какой он? (Белый, чистый.) Почему? (Мало машин, нет предприятий.)
– Итак, в путь!

(Под муз. «Лесной марш»)

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,
Что это значит если…
О человек!
Природа-Мать ни рек,
И не морей, от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени её доверие природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи
Как в храм под мраморные своды!

– Мы приехали в г.Осинники, обратите внимание на снег. Ребята, мы поднялись с вами на гору и нам хорошо виден город. Что мы видим?
Значительным источником загрязнения воздуха в г.Осинники являются котельные предприятия, предприятия угольной промышленности. (Шахта «Капитальная»), заводы.
7 октября 2008 года стоял прекрасный осенний день. В небе виднелись пушистые облака, дул свежий ветер, люди вдыхали чистый воздух, наслаждались и радовались превосходной погоде.
8 октября в воздухе почувствовался запах дыма. В воздухе поднимались горючие газы, копоть, зола.
9 октября ветер усилился, на город пал туман, он ухудшил видимость, затруднил движение транспорта. Запах дыма усиливался с каждым часом. Город погрузился в смог.
У людей болели и слезились глаза, старики и люди с больными лёгкими и сердцем страдали, не хватало кислорода, люди задыхались, многие попали в больницу. Школы в этот день не работали, мы учились тоже.
Проблема чистоты воздуха – это международная проблема. Исследованиями учёных установлена прямая зависимость между загрязнённостью воздуха и частотой заболевания.
Пыль и сажа оседают на поверхности почвы. Во многих крупных городах мира уже есть автоматы, торгующие кислородом или свежим воздухом.
У нас в Кузбассе наметились мероприятия к улучшению общего санитарного состояния воздушного бассейна. Для уменьшения загрязнения атмосферы вводятся очистные сооружения. Важным мероприятием по очистке воздуха является озеленение городов в Кузбассе. Город Калтан самый зелёный город.
А сейчас мы споём частушки, которые показывают, как ещё много вреда приносят природе котельные, машины, фабрики, заводы, шахты.

Наша школа вдалеке                                    Снег на крыше, на крылечке
Мы споём о чистоте                                    Почернел, как кочегар
А котельная у нас                                         Это наши кочегарки
Производит вредный газ!                           Придают такой загар!

Дуют ветры в феврале                                 Рыхлый снег темнеет в марте
Воют в трубах громко                                  Тают льдинки на окне
Разносит сажу по земле                               И оттаявший вдруг мусор
Лёгкая позёмка!                                            Мчится прямо в лицо мне!

В сентябре, в сентябре                                 В ноябре, в ноябре
Пошли туманы по реке                                 Газуют КрАЗы  по воде
Но не жди ты в них просвета                      И от этого от газа                  
Так как химия всё это!                                  Дурно взрослым, детворе!

В декабре, в декабре                                     Мы мечтаем подрасти
Все деревья в серебре                                   И порядок навести
Ты не трогай серебро                                   Очистных сооружений
Ведь оно черным, черно!                             Из Европы привезти!

Свежим воздухом дышите
По возможности всегда
На прогулку в лес ходите
Он вам силы даст друзья!

– Наш путь продолжается, и мы входим в лес.

Таблица: «Осторожно, туристы!». Входит лесник.

Лесник: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях.

Ученик: Скажите, а почему у вас такая странная надпись?

Лесник: Понимаете, ребята, туристы бывают разные. Есть хорошие, а есть такие, о которых и говорить не хочется. Но я вижу, вы добрые дети и думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу. Ребята, вы изучаете природу, много читаете, а что вы знаете о лесе и об его охране.

  • Лес – наше богатство
  • Лес – воздух для лёгких, влага и тень
  • Лес – дом для зверей и птиц
  • Лес – зелёный наряд нашей планеты
  • Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Входит Девочка-Ромашка с букетом лекарственных растений.

Ромашка:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой!

Появляется Лесная Ведьма с пучком дурмана в руках.

Лесная Ведьма:

Я хочу тебе дружок
Дать в букет ещё цветок (протягивает пучок дурмана)

Ромашка:

Разгадала твой обман
Посмотрите, вот дурман
Ядовитая трава
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его!

Лесная Ведьма убегает.

Ромашка: Ох уж эта ведьма, так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву не съедобную!

Крадучись возвращается Лесная Ведьма.

Лесная Ведьма:

Я одумалась ребята
Лучше вместе в лес пойдём
Соберём шалфей и мяту
Нежных ландышей порвём
Дома их поставим в воду!

Ромашка: Поняла я, братцы сразу хитрый замысел её.

(Загораживает ребят от Ведьмы. Та грозит Ромашке кулаком и убегает)

Ромашка:

Мы растенья эти знаем
Бережём и охраняем
От таких – лихих как эта
Собирателей букетов
В книгу красную они
Уж давно занесены
Мы их рвём не на потеху
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство!

– Красная книга. Что это такое? (Это книга, в которую заносят редкие виды растения и животных)

(Показ)

– Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. А сейчас мы попали на Поляну Цветов.

Кроссворд «Первоцветы»

По вертикали:

1. Растение с мелкими красивыми цветками, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. (Медуница)
2. Мелкие, белые, похожие на колокольчики душистые цветки собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону. Цветки с сильным и резким запахом используются для приготовления духов. (Ландыш)
3. Зеленовато-жёлтые цветки похожи на маленькие лилии, собраны на верхушке стебля в зонтовидное соцветие. Этим растением любят полакомиться гуси. (Гусиный лук)
4. Очень изящное небольшое растение с приятным запахом. Цветки маленькие, белые, душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появилось. (Майник)
5. Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два в бок, один вниз. Цветки пахучи, из них добывают эфирное масло. (Фиалка)
6. Красивые жёлтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного цветка. Соцветие похоже на связку ключей – отсюда его народное название «ключики». (Первоцвет)
7. Растение с ярко-жёлтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
8. Это дерево можно встретить во влажных местах по берегам рек, озёр, в лесах, оно зацветает первым из деревьев. Шишечки, кору, и листья применяют от многих болезней. (Ольха)
10. Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба)
11. Кудри в реку опустила
И о чём-то загрустила.
И о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

По горизонтали:

1. Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха)
9. На верхушке прямого и тонкого стебля – нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. В ясный день цветок обращён к солнцу. В сырую погоду и на ночь лепестки закрываются. Название растения получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от лёгкого ветерка. (Ветреница)

Песня

Девочка:

Берёза, милая подруга
Ты расскажи мне свой секрет
Скажи, скажи, какая вьюга
В тебе оставила следы.

Берёзка:

Лишь только подснежник
Распустится в срок
Лишь только приблизятся первые грозы
А люди быстрее спешат все ко мне
Напиться лишь сока, берёзового сока.

Лесник: Да, ребята, очень жалко берёзы, когда люди их губят весной. Ребята, а вы знаете, что в природе очень тесно всё связано. Вот видите мухомор растёт? Что вы о нём знаете?

Дети: Он ядовитый!

Лесник: Правильно, ядовитый, но и его нельзя пинать. Им лечатся звери.

Ученик: А я знаю стихотворение.

Все-все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых
Нужны все на свете,
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Лесник: Бережно надо относиться и к насекомым. Не позволяйте убивать, ловить и тревожить их для забавы!

Стихотворение:

Какого жука я в лесу повстречал
Он топал как бык и рогами качал
И очень серьёзным и грозным он был
Я даже дорогу ему уступил
Мне имя его не известно пока
Но я не забуду лесного жука
Я всем расскажу про жука своего
Как славно, что я не обидел его.

Выбегает Мотылёк, его догоняет Лесная Ведьма.

Мальчик:

Мотылёк, как же так
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:

Я живу на лугах и в садах, и в лесах
Я летаю весь день в голубых небесах
Солнце ласковый свет озаряет мой кров
Мне еда и питьё – ароматы цветов
Но живу я не долго – не более дня
Будь же добрый со мной и не трогай меня.

Выходит Девочка, Ромашка и ведут Ведьму.

Ведьма: Ребята, меня никто не любит, все меня ругают, потому что я не умею правильно вести себя в лесу, на лугу. Я поняла, что природу надо беречь, охранять. Я исправлюсь.

СКАЗКА

Вот однажды жук почистил свои крылышки и полетел за кормом для деток. Долго летел, устал и опустился на незнакомой лужайке. Вдруг видит: навстречу идёт великан, с двумя ногами, готовый растоптать маленького жука, с двумя руками, готовыми схватить его и унести за тридевять земель в тридесятое царство. Останутся тогда меленькие жуки голодными. Как вы думаете, кто великан? Замер от страху жук, не шевелится, а великан нагнулся и говорит…
Что сказал великан жуку?

Лесник: Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать как надо себя вести в лесу. Какие правила?

  1. Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и всё закопать.
  2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
  3. Не рвать большие букеты, особенно не рвать цветы и растения занесённые в Красную книгу.
  4. Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
  5. Не разжигать костёр, беречь лес от пожара.

Учитель: Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу! Мы заверяем, что будем беречь и охранять природу.

Лесник: Я желаю вам быть добрыми друзьями природы, счастливого пути. Мы были рады встрече с вами.

Учитель: Большое значение в жизни человека имеет воздух и лес, но не меньшее значение имеет вода. Идём к речке. (Сейчас спустимся к реке, на берегу какой реки мы оказались).

Навстречу идёт грязный мальчик.

Ученик: Что с тобой? Ты кто?

Мальчик:

По дорожке полевой
От реки спешу домой
Искупался в речке я
Испугалась вся семья.

Учитель:

Не пойти ли с ним и нам
Мы может, найдём развлечение там?

На берегу сидит Водяной, рядом танцуют Кикиморы.

Кикиморы:

Как же нам не веселиться
Не шутить от разных бед
С нами в омуте, вот этом
Проживает наш сосед
Только он всё время хмурый
И ворчит на грязь кругом
Помогите же соседу
Чтоб расчистить водоём.

Водяной:

Я Водяной, я Водяной
Никто не водится со мной
А что со мной водиться
В реке ведь нет водицы
Эх, жизнь моя, жестянка,
Живу я как поганка,
И все мои подружки
Пиявки и лягушки
Ушли из этих мест.

Ученик:

Ой, как стыдно, очень стыдно
И за реку нам обидно.

Учитель: Оставляем тебе, Водяной вот эту «охранную грамоту» и заверяем тебе, что самую первую операцию «Голубой ручеёк» проведём на твоём водоёме.

Водяной:

Так и нужно
В добрый час
Пусть удача
Встретит вас!

Животные водоёма.

  1. На ромашку у ворот опустился вертолёт – золотистые глаза кто же это?
  2. Он прячется под корягами в своём домике, служит кормом для водяных животных: у рыбаков служит наживкой для рыб. (Ручейник)
  3. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
  4. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Рак)
  5. Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры)

Под песню «Ранняя птица» возвращаемся в Сарбалу.