Цель урока:
- Определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения.
- Закрепление и систематизация знаний.
- Коррекция знаний, умений и навыков путем постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного их охвата; применение их на разных уровнях.
- Опора на задания ЕГЭ, связанные с синтаксисом и культурой речи.
Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения и коррекции знаний учащихся.
Задачи
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;
- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для применения знаний на практике;
- развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки при работе в парах и в группах.
Использование на уроке образовательных технологий:
- информационно-коммуникативные технологии;
- обучение в сотрудничестве;
- технология развивающего обучения;
- проблемное обучение.
Оборудование урока:
- CD-диск с записью презентации Power Point (приложение);
- система мультимедиа.
Примечание. Домашнее задание учащиеся сдают на проверку обычно за 2 дня до проведения урока, что позволяет увидеть допущенные ошибки и скорректировать работу на предстоящем занятии.
Ход урока
I. Беседа.
− К какому разделу науки о языке относятся вопросы, на которые вам нужно было ответить дома?
− К синтаксису.
− Давайте вспомним, что изучает синтаксис? После данных ответов обобщаю материал.
Синтаксис (от греч. syntaxis - составление, строй) - это раздел грамматики, изучающий строй связной речи, способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления.
Основные единицы синтаксиса:
- словосочетание,
- предложение (простое и сложное),
- текст.
Напоминаю учащимся, что достаточно большая ошибочность во время выполнения тестов приходится на задания, связанные со знанием грамматических норм русского языка.
Конкретизирую, что грамматические нормы – это языковые и речевые нормы:
- орфоэпические
- морфологические
- лексические и
- синтаксические
СЛАЙД 1.
Синтаксически нормы регулируют:
- порядок слов в предложении;
- согласование подлежащего и сказуемого;
- определения с определяемым словом;
- некоторые случаи управления;
- построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;
- связь частей сложного предложения.
II. Закрепление материала. Систематизация знаний.
- Таким образом, мы определили круг вопросов, которые будут сегодня в центре нашего внимания.
Работа на уроке, построенная на тексте С.А.Аксакова, поможет разобраться в материале и привести в систему имеющиеся знания.
Определяем тему (Самоотверженная борьба матери за жизнь своего ребенка) и основную мысль текста (Мать всегда защитит от беды, спасет, вернет к жизни, не даст пропасть).
Используя презентацию, говорю несколько слов о писателе. СЛАЙДЫ 2, 3.
Сергей Тимофеевич Аксаков обладал каким-то непостижимым даром изображать мир природы, которую он любил и до мелочности помнил се ее впечатления.
Читая его зарисовки, не только видишь их автора, знающего и бывалого человека, но и представляешь состояние его души. Пользуясь случаем, он легко и ненавязчиво, с еле заметной улыбкой делится с нами накопленным.
Но вернемся к теме нашего урока.
I этап. Индивидуальная работа.
Найдите нарушение синтаксических норм в данных предложениях.
Цель предстоящей работы:
- определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. СЛАЙД 4.
Найдите предложения, построенные с нарушением речевой нормы. Исправьте ошибки.
- Работая с текстом, состоялось наше первое знакомство с С.Т.Аксаковым.
- Выполняя домашнее задание, мы получили первое представление о жизни С.Т.Аксакова.
- Вспоминая свое детство, Аксаков пишет, что мать не дала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни.
- Мать не только с гневом отвергала все советы врачей, а также не переставала бороться за жизнь сына.
Учащиеся указывают характер ошибок в предложениях, записывают исправленные варианты в тетради.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) СЛАЙД 5
- По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
- Охотничьи записки Сергея Тимофеевича Аксакова, имевшие громкий успех, были лишь пробами талантливого пера.
- Писатель обладал каким-то непостижимым даром изображать мир природы, которую он любил и до мелочности помнил все ее впечатления.
- Имя автора, до тех пор известное лишь его литературным приятелям, прогремело по всей читающей России.
Задаю учащимся проблемный вопрос: Любое ли сочетание слов является словосочетанием с точки зрения синтаксиса?
Исключите лишнее сочетание слов:
- присутствие матери
- ее образ
- давно осудили
- осудили меня
- вопреки предсказаниям
- соединяется неразрывно
- соединяется с существованием
- с моим существованием
- питала его
− Какие еще конструкции не являются СЛС? СЛАЙД 6
Именно незнание этого материала приводит к грубым ошибкам при выполнении задания В3.
Укажите вид подчинительной связи:
- присутствие матери
- ее образ
- давно осудили
- соединяется неразрывно
- соединяется с существованием
- с моим существованием
- питала его
- не оставляли ее
ПРОВЕРКА СЛАЙД 7
2 этап. Работа в парах. СЛАЙД 8
Составьте с каждым словом по три словосочетания, представив все виды СЛС:
- 1 вариант ПРИСУТСТВИЕ
- 2 вариант ДОГОРЕВШИЙ
3 этап. Работа в группах
Синтаксический разбор предложения.
Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора – по несомненным медицинским признакам, а окружающие – по несомненным дурным приметам.
- Учащиеся дают общую характеристику предложения (Сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной)
- Характеризуют каждую часть
- Объясняют постановку тире
- Называют грамматические основы предложений.
Как и предполагала, мнения разделились при определении грамматической основы.
Чтобы найти истину, прошу сравнить два предложения: приложение 4.
Коррекция. СЛАЙД 9.
Приходим к выводу, что при определении сказуемого необходимо учитывать КОНТЕКСТ.
Зная, насколько иногда сложно бывает учащимся выполнить задание А9 теста ЕГЭ, предлагаю записать еще одно предложение Это был суровый приговор, но мать, делая невозможное, не пала духом и подумать, какое сочетание слов является грамматической основой в первой части данного предложении:
- приговор был суровый
- приговор был
- это был
- это был приговор
Так как единого мнения в определении грамматической основы не было, предлагаю подчеркнуть главные члены в предложениях: приложение 5.
IV. Коррекция знаний.
− Без умения находить главные члены предложения, невозможно грамотно разобраться в структуре сложного предложения. Именно это и приводит к досадным ошибкам при выполнении задания В6.
Работа с текстом С.А.Аксакова Приложение 1
Предлагаю найти в тексте сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и союзной подчинительной связью и последовательным присоединением придаточных. Построить его схему.
Постройте его схему. Проверка СЛАЙД 10
V. Творческая работа в группах. Приложение 2. Приложение 3.
Учащиеся обмениваются текстами, к которым заранее сформулировали свои вопросы по типу заданий ЕГЭ часть В и выполняют предложенные тесты.
VI. Проверка и подведение итогов урока.