Игра — это движение, это радость, свобода, забава. В игре не предсказуем рисунок событий, и это рождает интерес детей к игре. Даже играя по необходимости, обучающиеся включаются в игровую ситуацию, и у них изменяется настроение, создаётся на занятии положительная эмоциональная атмосфера. В игре можно добиваться решения важных учебных задач и серьёзных воспитательных целей.
Познавательная игра “Конкурс грибников” позволяет решить следующие поставленные цели и задачи — (образовательные) расширить знания детей о грибах, познакомить со съедобными и ядовитыми грибами, учить детей работать с литературой, добывать нужную информацию; (воспитательные) воспитать бережное гуманное отношение к природе; (развивающие) развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность учащихся, коммуникативные способности.
Ребята изучали многообразие шляпочных грибов, съедобные и ядовитые грибы, строение шляпочного гриба. Знакомились с ролью грибов в экосистеме, развитием грибницы, распространением спор грибов животными по видеофрагментам, смонтированным педагогом в тематический учебный видеофильм. Оформляли материал для занимательной “Книжечки-отличижечки грибной”, подбирали загадки, изготавливали муляжи грибов из пластилина, рисунки грибов для выставки в детском творческом объединении. Проведение данных мероприятий позволит педагогу не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельной и самодеятельной работы.
Познавательная игра “Конкурс грибников” является итоговым занятием по теме “Шляпочные грибы”.
Игра может проводиться по командам (группам) или индивидуально.
За правильные ответы детям вручаются “баллы” — грибочки в лукошки (коробочки).
Групповая форма работы предпочтительнее, так как позволит ликвидировать психологические барьеры между обучающимися, создать “ситуацию успеха” для каждого учащегося.
Игровая форма проведения итогового занятия активизирует память обучающихся, позволит сосредоточить внимание детей на предмете изучения на протяжении всего мероприятия.
1 конкурс “Загадки”.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(гриб)
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить жалко,
Съесть сыро.
(груздь)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(боровик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный.
(мухомор)
Золотистые…..—
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
(лисички)
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опенки)
В роще под березкой
Повстречались тезки!
(подберезовики)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.
(опенки)
Не спорю — не белый,
Я братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(подберезовик)
Я старушка вредная,
На мне шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки,
Вокруг ворота пораспорото.
Кто меня коснется,
Уже не проснется.
(бледная поганка)
Он стоит под ёлкой в шляпе,
На широкой толстой лапе.
Хоть без солнца загорелый,
А зовут его все…
(белый)
Длинный гриб. В траве он рос
Возле двух сестер — берез.
Если вы его узнали, то скажите,
Как назвали?
(подберезовик)
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновом платочке
(подосиновик)
Грибы мы интересные –
Ты только посмотри,
Какие разноцветные
Мы носим колпаки.
(сыроежки)
В шляпе вогнутой, как в чашке,
Две купаются букашки
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный…
(рыжик)
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
(груздь)
В шляпе розовой мохнатой, -
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления …
(волнушка)
Нас ищи в бору сосновом,
Или в ельнике ищи.
Среди веток и иголок
Шляпку бурую смотри.
(масленок)
2 конкурс “Узнай грибы”.
Раскрасьте изображенные на рисунках грибы и впишите их названия в кроссворд. Тогда в центре в вертикальном столбике вы прочтете слово – награду. (Приложение №1).
3 конкурс “Грибы в лукошке”.
В “лукошке” собраны грибы. Найдите их, а из оставшихся букв сложите ключевое слово. (Приложение №2)
4 конкурс “Поставьте буквы на место”.
Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место!
- Шволкану — волнушка.
- Дузгрь — груздь.
- Нетшерик — решетник.
- Рокасыже — сыроежка.
- Чисакил — лисичка.
- Хомуром — мухомор.
5 конкурс “Съдобные и ядовитые”.
Командам предлагаются фотографии (рисунки) грибов. Дети записывают названия съедобных и ядовитых грибов.
6 конкурс “Аукцион”.
Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше грибов.
7 конкурс “Что за гриб лежит в лукошке”.
Командам предлагается собрать и раскрасить разрезанные рисунки грибов.
(Приложение №3), (Приложение №4),
8 конкурс “Кто настоящий грибник”.
Детям предлагается определить и раскрасить контурные рисунки грибы (Приложение №5).
9 конкурс “Творческий”.
Команды по собственному выбору делают коллективную поделку по теме “Грибы” (рисунок, аппликация из бумаги или природного материала, лепка из пластилина).
Итогом игры является торжественное присвоение выигравшей команде звания
“Знатоков микологических наук”