Цель: увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить со своей семьей, со своим детством; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.
Оборудование: записи песни М. Рябинина “Родительский дом”, “Карта мыслей”, “Островки детства” (листы бумаги к заданию).
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня М. Рябинина “Родительский дом”.
– Какие мысли “разбудила” в вас песня? Поделись.
– О чем будет разговор на нашем уроке? Почему это важно?
Дом, семья – это для человека самое главное, самое нужное в жизни, если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют, то это настоящее счастье. А что для вас счастье? (Свободное высказывание детей, составление карты мыслей).
II. Проанализируйте “Карту мыслей” и сделайте вывод о горькой судьбе Петьки и Ваньки Жукова).
По сути у них не было детства, т.к. с раннего возраста они вынуждены были зарабатывать на жизнь, практически не имели возможности отдаться детским забавам (кроме выезда Петьки на дачу), играть и общаться со сверстниками. Они только считались свободными людьми, а реально находились в полной зависимости от хозяина, который мог безнаказанно и оскорбить, и учинить физическую расправу.
III. Проверка домашнего задания.
– А лирический герой В. Берестова счастлив? Что делает человека счастливым? (Друзья, общение).
– Прочитайте стихотворение о дружбе.
IV. Объявление темы урока и постановка целей урока.
– Как вы думаете, этого достаточно для счастья? Объясните смысл пословицы “Нет лучше дружка, чем родная матушка”.
Вы были правы, когда сказали, что у Петьки и Ваньки Жукова не было детства. Я позволю себе немного возразить вам, сказав, что каждый из них и Ванька, и Петька имеют свой островок детства, на котором есть все самое ценное, чем богато детство. Да-да, не удивляйтесь!
Назовите “островки детства” Петьки и Ваньки Жукова. (Петькина “дача” и жизнь в деревне Ваньки Жукова).
V. Изучение нового материала.
1. “Братья”. Работа над стихотворением.
Нам живется легко и просто
Оттого, что своим теплом
Наши бабушки, папы и мамы
Согревают наш милый дом.
Говорят, что дом без детей мертв. Хорошо, когда в доме слышен детский смех.
– В каких случаях говорят “дом ходуном”?
Чтение стихотворения.
– Что передает стихотворению комический эффект? (поведение братьев, их драка, но друг друга они в обиду не дают).
– О чем говорят частичные повторы строк? (Описание образа жизни братьев).
– У кого из вас есть брат? Вам знакома ситуация, в которой оказался лирический герой? Из-за чего она возникает? Расскажи.
2. “Лапта”. Работа над стихотворением.
– Отгадайте загадку:
Слово – это зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет.
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! … и произнесите вы его. (Мама).
Вы согласны со словами загадки? “Нет на свете лучше наших мам”. Приведите примеры. (Ответы детей).
Чтение стихотворения “Лапта”.
– Что такое лапта? Какое отношение она имеет к маме лирического героя? (Ответы детей).
Что можно вписать в “Островок счастья”? (Забота матери).
– Что удивило героя? (Ловкость мамы).
– Подтвердите словами текста.
– Нравятся вам отношения, которые связывают лирического героя с матерью?
Лирический герой гордится матерью, хотя сначала у него возникло чувство недоумения. Мама пришла позвать домой, но осталась, увлеченная игрой, которую, вероятно, очень любила в детстве.
– Расскажи о своей маме, ее детстве, увлечениях.
3. Семейная фотография. Работа над стихотворением.
– Пришло время “увидеть” семью лирического героя. Как это можно сделать? (Предположение детей).
Фотография из семейного альбома – лучшая память о важных событиях в жизни семьи.
Чтение стихотворения.
– Вы смогли увидеть сцену фотографирования семьи лирического героя? Как это удалось В. Берестову?
Автор описал все мельчайшие детали – и членов семьи, и обстоятельства, в которых делалась фотография.
– Какие отношения в семье лирического героя?
Герою уютно в семье, его любят, он в подробностях помнит, как вели себя взрослые.
– Расскажи о своей семье, о фотографии вашей семьи.
4. Обобщение.
Посмотрите на “Карту мыслей” “Счастливое детство”, которую мы составили в начале урока. Определите, что является главными компонентами детства для лирического героя В. Берестова.
Счастливое детство – это возможность играть и общаться со сверстниками. Счастливое детство – это близкие отношения с родителями, которые тебя понимают, которые с тобой общаются, вместе играют, берут в свои взрослые развлечения, на рыбалку, например…
– Крутим “барабан времени”, когда возможно счастливое детство?
Когда нет войны, есть родители, друзья, дети сыты, одеты, имеют возможность учиться, играть со сверстниками и т.д.
VI. Итог урока.
– Какие стихи В. Берестова вам особенно понравились?
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.