Класс – 11
Время проведения 45 минут
Тема раздела: «Технология профессионального самоопределения и карьера»
Тема урока: «Профессиональная карьера»
Урок творческий, креативного типа – эвристическая ситуация
Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной технологии
Цель: Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры.
Задачи урока:
Обучающая задача: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме, с использованием интерактивной и проектной технологии для обработки данной информации.
Развивающая задача: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.
Воспитывающая задача: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.
Оснащённость урока:
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Материалы и инструменты: Индивидуальные карточки с заданиями, творческий проект «Карьерный рост», цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, бумага.
Основные понятия: Карьера; профессиональная карьера; вертикальная и горизонтальная карьера; призвание; план профессиональной карьеры.
Ход занятия
I. Организационный момент: Приветствие, проверка учащихся.
II. Изложение нового теоретического материала с созданием эвристической ситуации:
Исследуемая проблема: Карьера?
Вопрос № 1. Дать определение основным понятиям:
Карьера? – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.
Профессиональная карьера? - Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Вертикальная карьера? - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.
Горизонтальная карьера? – Это рост профессионального мастерства.
Вопрос № 2. Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).
Вопрос № 3. Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.
Вопрос № 4. Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).
Вопрос № 5. Согласны ли вы с определением
Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.
В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».
Вопрос № 6. Карьеризм – положительные – отрицательные моменты.
Планирование профессиональной карьеры.
Задание № 1. Работа учащихся в группах, передавая по кругу, доработать задания (Приложение 1):
1. Составить план профессиональной карьеры:
Примерный план профессиональной карьеры:
- Смысл и цель жизни;
- Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
- Предлагаемое образование (содержание и уровень);
- Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
- Предполагаемая должность, пост;
- Желаемый размер оплаты;
- Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьера; карьерный рост; вертикальная карьера; горизонтальная карьера; карьеризм.
3. Разработать эмблему: «Карьера».
III. Защита плана карьерного роста. Выступление групп.
Вопрос № 7. Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).
IV. Заключительный инструктаж: По окончании работы учитель оценивает работу учащихся.
V. Домашнее задание: Обработать тест Дж. Голланда «Мой характер и выбор профессии» (Приложение 2).