Программное содержание:
- Развивать поэтический слух;
- Уметь связно, грамматически правильно отвечать строчкой стихотворения;
- Развивать память, мышление, речь;
- Помогать детям почувствовать образный язык стихотворения;
- Вызывать эмоциональный отклик, замечать образные слова и выражения, ритм и рифму стихотворной речи.
Методы и приемы:
- Физминутка;
- Использования ТСО;
- Положительная мотивация, художественное слово, вопросы, беседа.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Подснежник”, слайды, мультимедийная установка, гуашь, кисти, бумага для рисования.
Предварительная работа:
- Поездка в сосновый бор;
- Рассматривание альбома “Весна”;
- Беседа о природе.
Активизация словаря с детьми:
Властвуют снега
В полутьме лесной
Не подвижен лед
Сонные луга.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель загадывает детям загадку:
– Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой
Называется….. (подснежник)
– Как вы догадались? (самый тонкий, появляется, когда звонко капают капели)
Воспитатель проводит с детьми беседу о временах года:
– Какое сейчас время года?
– Назовите весенние приметы?
– Кто назовет весенние месяцы?
– Я вам предлагаю послушать произведение Е. Серова “Подснежник”, которое мы будем заучивать наизусть.
На экране идет показ слайдов на тему “Весна” (воспитатель читает стихотворение).
“Подснежник”
Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.
Е. Серов
– Какие слова и выражения вам особенно понравились?
– Послушайте стихотворение еще раз. (Воспитатель читает стихотворение еще раз)
– Вам понравилось стихотворение?
– Чем вам понравилось стихотворение? (рассказывается очень нежно)
– Почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)
Динамическая пауза: этюд “В лесу”.
Воспитатель с детьми проводит разбор текста стихотворения:
– Как вы понимаете выражение “Выглянул подснежник в полутьме лесной”? (подснежник растет в лесу, появляется из под снега, т.е. только проснулся)
– Почему поэт называет подснежник разведчиком? (потому, что первый, послан весной)
– Что значит “властвуют снега”? (руководят снега, его еще много, все полностью не растаяло)
– Что значит “лежат под снегом сонные луга”? (не проснулась природа, трава не появилась)
– Как вы понимаете “неподвижен лед”? (речка еще не проснулась, лед не сошел полностью, нет движения в природе)
– Но раз разведчик уже послан, то значит и скоро придет весна. (воспитатель читает еще раз стихотворение, дети рассказывают его наизусть)
– А сейчас придумайте определение слову подснежник. Как можно сказать, какой он? (нежный, тонкий, первый)
– Какие слова можно образовать от слова подснежник? (снежинка, снежок, снежная горка)
– Придумайте определение к слову весна, какая она?
– Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснянка, веснушки)
– Про что можно сказать весенний? (про ручеек, дождь, сад)
– Про что можно сказать весенняя? (про воду, реку, траву, проталинку)
– Про что можно сказать весеннее? (про облако, солнце, небо)
Индивидуальная работа:
Работа с материалом (предложить детям нарисовать подснежники) звучит музыка П.И. Чайковского “Подснежник”.
Итог
:Анализ занятия и выставка рисунков для родителей на тему: “Весна”.
Литература:
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать, Москва, 1995.
- Ушакова О.С. Придумай слово, Москва, 1996.