Задачи:
1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.
2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.
3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.
Оформление:
- Название познавательной игры “Колесо истории”.
- Стенд “День народного единства”.
- Символика России.
Оборудование:
- Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).
- Таблички с названиями команд.
- Жетоны трех цветов.
- Костюмы.
Подготовительная работа:
- Репетиция сцен с участниками исторического кружка.
- Оформление стенда “День народного единства”.
- Деление на три команды, выбор капитанов.
- Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.
Правила игры:
- Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).
- Перед началом каждого тура команды по очереди вытягивают жетон. Если цвет вытянутого жетона совпадет с цветом команды, то на счет команды записываются дополнительные 10 верст.
- После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.
- Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.
Ход мероприятия
1. Вступление.Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.
Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.
И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.
- За морем теплее, а у нас милее.
- На чужой стороне Родина милее вдвойне.
- Где кто родился, там и пригодился.
Вот некоторые пословицы о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.
2. Основная частьI тур
“Сценки”
Сценка 1.
К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.
Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!
Князь: Сколько же их?
Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!
ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?
- 1000.
- 10000.
- 100000.
Сценка 2.
Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.
Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.
Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.
Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.
Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.
ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?
- Куркуль, богатый человек;
- Старик, живущий за счет общины;
- Человек, обирающий других.
Сценка 3.
В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.
Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.
Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).
Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!
ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?
- Живущих на окраине страны, людей другой религии;
- Жителей Сибири;
- Иностранцев.
Сценка 4.
На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.
1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?
2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.
1-й: Ой, да сколько же ему лет?
2-й: Годков двадцать будет.
Маличики смеются и дразнят юношу.
1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!
2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!
Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.
ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?
- Петр I;
- Менделеев Дмитрий Иванович;
- Ломоносов Михаил Васильевич.
Сценка 5.
Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.
Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!
ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?
- крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
- избушка, где содержали кур;
- тюремная камера.
ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.
Вопросы зрителям:
- Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
- Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
- Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).
II тур
“Ответь словами поэта”
1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
(Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.)
2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
(Куликовская битва – 8 сентября 1380 г.)
3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.
(Стояние на реке Угре – 1480 г.)
4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..
(Бородино – 26 августа 1812 г.)
5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)
6. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)
7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.
(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)
8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
(Основание Петербурга – 1703 г.)
9. Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.
(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)
10. То свободы русской зарево
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.
(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)
ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.
Вопросы зрителям:
- Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
- У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
- Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)
III тур
“Ситуации”
1. Сидит царь на троне, думает.
Царь:
Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…
ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?
- Много украшений было на венце;
- Царь решает много государственных вопросов;
- Опасная служба – быть царем.
2. На новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник пригласил позвать Александра Ярославовича, хоть не молодого, но очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.
ВОПРОС: Кто такой посадник?
- Человек, который сажал людей в тюрьму;
- Человек, занимающийся посадкой растений;
- Человек, который руководил городом.
3. В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.
ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?
- родословная Романовых;
- заметки о Европе;
- астрологический прогноз.
4. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет рода от Рюрика.
ВОПРОС: Кто такой Рюрик?
- Князь варягов;
- Первый московский князь;
- Основатель Киева.
5. “Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…
ВОПРОС: Кем был Илья Муромец?
- Князь;
- Крестьянский сын;
- Дружинник.
6. Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.
ВОПРОС: Какой город считается родиной Российского флота?
- Санкт- Петербург;
- Архангельск;
- Воронеж.
7. В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.
ВОПРОС: Как звали богатыря-змееборца?
- Алеша Попович;
- Добрыня Никитич;
- Илья Муромец.
За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.