Цели:
- Усвоение знаний – более глубокое изучение проблемы права на труд в нашей стране.
- Расширение знаний о документах, которые обеспечивают право и обязанности на труд.
- Усвоение понятий: Трудовой договор, трудовая книжка.
- Развивающая цель – учить учащихся грамотно излагать свои мысли, работать в группах, делать выводы.
- Ценностные ориентиры – обратить внимание учащихся, что права это ценность. И каждый человек обладатель этой ценностью.
- Форма проведения урока – практическая работа
- Урок рассчитан для учеников основной школы (9-й класс).
План:
- Роль труда в развитии человека и общества
- Право на труд
- Трудовые отношения
- О выборе профессии
Ход занятия
Актуализация первичного опыта учащихся.
Учитель: Я знаю, вы любите отгадывать кроссворды.
Попробуйте разгадать кроссворд (Приложение №1)
– Какое слово увидели?
– Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
На доске и в тетради учеников записывается тема урока.
Учитель: – Какие ассоциации (представления) вызывает у вас слово труд?
Подумайте, чтобы вы хотели узнать о праве на труд и трудовых отношениях сегодня на уроке.
Предлагаю заполнить первую и вторую графу таблицы.
Я знаю |
Я хочу знать |
Я узнал |
Класс делится на группы по три – четыре человека.
Учитель:
В пословицах:
“Лень – мать всех пороков”
“Лень мужика не кормит”
“Без дела жить – небо коптить”
народ выразил свое отношение к труду и осуждение праздности (Приложение № 2)
Задание №1. Вспомните пословицы о трудолюбии и праздности.
Задание №2. Отметьте, какие качества человека позволяют ему добиться значительных успехов в трудовой деятельности?
Задание №3. Какой труд важнее умственный или физический?
(Приложение№3 приводим слова академика И.П. Павлова). Определитесь с точкой зрения.
Задание №4. Согласны ли вы с позицией автора о значении труда для жизни человека? (Приложение №4, Текст о значении труда для жизни человека К.Д. Ушинского – русского педагога).
Задание№5. Обратитесь к тексту Конституции РФ. (работа со статьей 37 Конституции РФ. Приложение №5). Какие еще права человека связаны с правом на труд?
Задание №6. Представьте “Человек поступил на работу” и определите взаимные права и обязанности сторон (работа с важным документом, скрепляющим отношения работодателя и работника – трудовым договором). (Приложение № 6)
Учитель: Сегодня в мире существует более 7000 тыс. профессий. По мнению американских аналитиков, самые перспективные из них:
- системный аналитик;
- инженер – компьютерщик;
- менеджер в области инженерных наук;
- специалист в области финансовых сервисов;
- менеджер по маркетингу, рекламе и PR (связями с общественностью).
Задание №7. Что означает слово профессия? Назовите перспективные.
Как выбрать профессию?
На основе самооценки и анализа составляющих
хочу | могу | |
надо |
Задание №8. Заполните графу в таблице “Я узнал”
Задание №9. Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько актуален и интересен он для вас? (5 слов об уроке).
Задание на дом: Проанализировать объявления в газетах о приеме на работу. Ответить на вопрос: Представители, каких профессий наиболее часто встречаются в этих объявлениях.