Цель: проанализировать работу педагогического коллектива по коррекционно-развивающему обучению.
Задачи:
- создать условия для оптимальной адаптации учащихся к школьному обучению;
- обеспечить коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности и речи учащихся, восполнить пробелы в знаниях и получение образования в объеме основной образовательной школы.
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы - у них наблюдается быстрая утомляемость ,низкая работоспособность. Для определения методов работы с такими детьми основополагающим является индивидуальный подход, основанный на глубоком изучении и хорошем знании состояния психофизического здоровья ребенка, привычек, любимых занятий.
Общая характеристика системы коррекционно-развивающего обучения
На современном этапе развития
общеобразовательная школа стала приобретать во
всех главных аспектах своей деятельности черты
все большей дифференцированности и гибкости.
Как тип дифференцированного обучения в
общеобразовательной школе все большее
распространение получают «особые» классы с
различными наименованиями для учащихся,
испытывающих стойкие трудности в усвоении
образовательных программ и адаптации к школе.
Категории детей с задержкой психического развития, занимающих как бы промежуточное положение между нормально развивающимися и умственно отсталыми школьниками, поставило множество вопросов в организации их обучения, такие как:
- существует программа по КРО, но она сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы (программа 1-4). Её отличие состоит в том, что в ней предусмотрено коррекционная направленность обучения (но этого не достаточно);
- нет специальных учебников;
- не разработана система оценивания ЗУН в КРО.
В 1993 году Институтом коррекционной педагогики РАО была разработана концепция, в которой представлена целостная система Коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений.
В этой системе строго определены и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социально-трудовое направления работы с детьми. Помимо образовательных задач в учебно-воспитательном процессе решаются развивающие и коррекционные задачи, что позволяет говорить о Коррекционно-развивающей направленности уроков по всем учебным дисциплинам.
Программное и учебно-методическое оснащение системы КРО утверждено Министерством образования РФ. Отличительной чертой этих материалов является их разработка как «сквозных программ» для работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и с учащимися 5-9 классов.
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательного учреждения является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения (развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода).
По Положению о классах коррекционно-развивающего обучения, в них принимаются преимущественно дети, имеющие заключение ПМПК (МПК) о задержке психического развития (ЗПР) различного происхождения.
Задачи коррекционно-развивающего обучения учащихся
В свете модернизации образования основная цель обучения в начальных классах массовой школы определяется следующим образом: привести ребенка к этапу основной ступени обучения с существенными изменениями в его развитии, то есть с теми преобразованиями, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, но и самой системой их обучения. Эту мысль Л. С. Выготский выразил так: «Развитие – есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Проблема соотношения обучения и развития чрезвычайно важна для педагогики детей с ЗПР, так как именно ее решение дает возможность выбрать оптимальный путь: обучать ребенка с ЗПР в традиционной массовой школе или в системе специального образования.
Новый этап в развитии проблемы обучения детей с ЗПР связан с разработкой и внедрением системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательных учреждений.
Учащиеся начальных классов КРО, как и все ученики общеобразовательной начальной школы, должны освоить обязательный минимум содержания начального общего образования.
Задачи КРО:
- Развитие до необходимого уровня психофизических функций.
- Обогащение кругозора детей.
- Формирование социально-нравственного поведения детей.
- Формирование учебной мотивации.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности.
- Формирование общедеятельностных умений и навыков.
- Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений.
- Повышение актуального уровня развития учащихся и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии на основе учета темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе обучающихся.
- Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
- Системный разносторонний контроль специалистов (врачей, психологов) за развитием ребенка.
Реализация указанных задач осуществляется благодаря введению специфических разделов в содержание обучения и в учебный план: введены имеющие большое значение уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по ритмике, а также индивидуальные коррекционные занятия, совершенствуется работа с учителями по вопросам организации, содержания и методов психолого-педагогического изучения учащихся школы. Своевременно выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной педагогической и медицинской помощи. В декабре 2007 года курсы по КРО прошли 12 педагогов. Кроме того, учителя регулярно получают консультативную помощь специалистов Центра диагностики и консультирования г. Рубцовска. С детьми, имеющими ЗПР, работают опытные педагоги и воспитатели, способные правильно организовать индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания. А школа в свою очередь создает условия, обеспечивающие эффективность обучения таких детей:
- сокращение наполняемости класса, влияющее на изменение общего психического климата и позволяющее учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения;
- отказ от авторитарного стиля общения;
- осознание учителем специфических трудностей в работе с учащимися «особых» классов;
- важное условие – построение учебного процесса на основе учета актуальной зоны развития и максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся. Оно обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, предусматривающего помощь каждому ученику как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения;
- применение в практической деятельности учителя новых подходов и технологий (личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока, игровая технология, ИКТ);
- использование в системе работы учителя индивидуализации домашних заданий (д/з даются индивидуально с учетом возможности успешного выполнения их ребенком);
- комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, которое осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, логопеда, социального педагога;
- посещение учащимися классов КРО группы продленного дня, занятий в секциях и кружках ДЮСШ и ЦДТ.
Не стоит забывать, что коррекционная работа строится с опорой на:
- контактность;
- наглядно-образное мышление;
- зрительную память;
- воображение;
Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения учащимися знаний:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
На начальных этапах содержание и методика обучения подстраиваются под индивидуальные типологические особенности детей с трудностями в обучении. Когда успешность обучения в классах КРО помогает учащимся избавиться от сложившихся у них представлений о собственной посредственности, неспособности и даже неполноценности, содержание обучения усложняется, а темп прохождения учебного материала увеличивается. Таким образом, не обучение подстраивается под индивидуальные особенности ученика с трудностями в обучении, а скорее он сам подстраивается, становится способным выполнять требования постепенно убыстряющегося и усложняющегося процесса обучения.
В соответствии с учебным планом в расписание уроков включаются коррекционные занятия, организуемые учителем класса.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка – задания подбирает умеренной трудности, доступными для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, педагоги создают ситуацию достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях. С этой целью используют систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
При подготовке и проведении коррекционных занятий учителя учитывают особенности восприятия учащимися учебного материала и специфику мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
В практике работы учителей школы наблюдается использование педагогических приемов формирования мотивации достижения: показ ценности ошибки как попытки, подчеркивание любых улучшений, демонстрация веры в своих учеников, признание трудности заданий, раскрытие сильных сторон учащихся, анализ их прошлых успехов, отметка достижений в письменных работах и устных ответах не только отметками, но и оценочными суждениями.
Поскольку индивидуальные и групповые занятия проводятся как учителем класса, так и специалистами КРО (в зависимости от образовательных потребностей учащихся) объем учебной работы значительно увеличивается. Поэтому каждый специалист осуществляет:
- охрану здоровья учащихся на основе строжайшего соблюдения объема предельно допустимой нагрузки на ребенка;
- изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости учащихся;
- систематическую работу с родителями по предупреждению эмоциональных срывов, психологических перегрузок, по обеспечению охранительного режима, в том числе режима выполнения домашних заданий в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителями на всех уроках обеспечивает усвоение учебного материала на уровне требований Обязательного минимума содержания начального общего образования.
Эффективность функционирования системы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательном учреждении зависит от осуществления индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекционно-развивающего обучения проводится в соответствии с требованиями, указанными в вариативных программах (программа специальных (коррекционных) учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения). Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря, а также предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий с остальными учениками работают воспитатель, логопед, психолог по составленному расписанию.
Таким образом, для реализации учителем класса и специалистами системы КРО индивидуального подхода необходимы систематическое изучение личности ученика (его темперамента, характера, преобладающих интересов и др.) и опора в обучении на ведущие мотивы.
Организация учебного процесса с учетом
индивидуальных особенностей учащихся
заключается во взаимодействии учителя с
психологом, социальным педагогом школы.
Учет индивидуальных особенностей школьников с
ЗПР осуществляется на каждом этапе обучения: при
восприятии цели мотивации учения, планировании и
осуществлении учебной работы, самоконтроле и
самооценки.
Успех обучения и воспитания зависит, на наш
взгляд, от понимания состояния ребенка, от знания
причин трудностей и осуществления правильного
индивидуального подхода.
Разрабатывается план-программа работы по
преодолению неуспешности в обучении «Школа без
двоек».
Цель программы: организовать работу педколлектива начальной школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению.
Для организации помощи, обеспечивающую успешность учащихся в учебной деятельности необходимо создать пункт «Учись учиться». Учителями Рыжневой Н.В., Шаполовой О.И., Рябцевой Т.А. ,Темергалиевой Л.М. разрабатываются алгоритмы, памятки, тренажеры по предметам: математике, русскому языку, литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искусству.
Вывод: основываясь на положительном опыте работы коррекционных классов и классов компенсирующего обучения, можно утверждать, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. Дети классов КРО в основном готовы к обучению в среднем звене школы.
Решение:
Администрации:
- Совершенствовать работу с учителями по вопросам организации, содержания и методов психолого-педагогического изучения учащихся школы.
- Внедрить в 2009-2010 учебном году в практику работы программу «Школа без двоек», направленную на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению.
Психологу:
- Осуществлять всестороннее изучение личности ребенка, его когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
- Использовать многоуровневую диагностику психического развития учащихся, позволяющую сравнить результаты его деятельности в динамике коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Учителям:
- Своевременно выявлять учащихся, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи.
- При проведении коррекционных занятий учителям активно использовать игровые ситуации, упражнения, дидактические игры и задачи, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
- Организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся во взаимодействии с психологом, логопедом, социальным педагогом.
Взаимодействие каждого специалиста с ребенком всегда оказывает положительное влияние на его развитие, так как в таких условиях создается «зона ближайшего развития», когда ребенок в сотрудничестве со взрослым, под его руководством решает задачи, ранее ему недоступные.
В каждом ребенке солнце, только помогите каждому найти возможность проявить себя, раскрыться, оно будет светить при условии, если вы будете обогревать его своим солнечным светом, не дайте ему остыть и погаснуть, любите его как самого себя, не надо его затенять облаками неудач, его надо увидеть, понять и оценить.
В ходе педсовета демонстрируется презентация выполненная в программе Microsoft Power Point (Приложение 1).