Урок русского языка во 2-м классе. Упражнение в написании прилагательных

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Упражнение в написании имен прилагательных.

Цели урока:

  • Формировать умение применять в речи имена прилагательные,
  • Находить прилагательные в тексте, определять род и число,
  • Формировать умение работать со словарем.

Оборудование: мягкие игрушки-«смешарики» – Нюша и Пин (или их изображения), буквы для слова «герой», толковые словари Неусыповой Н.М. для учащихся, письмо Пина (текст см. в конспекте), карточки с изображением различных предметов для игры «Угадай, что это!» (лимон, берёза, заяц, медведь, воздушный шарик).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей урока

– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их и  покажем свои знания и умения.
– Наш урок продолжает тему «Имя прилагательное». Мы уже узнали об этой части речи очень многое, наступила пора обобщить эти знания, поупражняться в написании прилагательных и… поделиться своими знаниями. А с кем – угадайте:

Они круглые, смешные
И забавные такие.
К нам из мультика спешат
Любимые друзья ребят.

Ответы детей: Это Нюша и Пин.
– Совершенно верно. Это смешарики Нюша и Пин. (Учитель представляет детям игрушки-«смешарики» Пина и Нюшу или их изображения). По секрету перед самым уроком Нюша призналась мне, что ничего не знает об имени прилагательном. А Пин, если вы помните, вообще иностранец и при произношении коверкает слова. Давайте поможем нашим маленьким гостям узнать больше о русском языке и части речи – имени прилагательном.
– Назовите, пожалуйста, признаки имени прилагательного как части речи. (Ответы детей.)
– Я думаю, Пину и Нюше стало понятно, что такое имя прилагательное.

3. Минутка чистописания

– На уроках русского языка нам приходится много писать. Прежде чем работать в тетрадях сделаем разминку для кистей рук. (Учитель показывает и комментирует движения.)

Разминка для кистей рук:

– здороваются поочередно пальчики;
– здороваются руки;
– здороваются ладошки;
– вращение кистей.

– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Пин и Нюша, когда ехали к нам, кое-что нашли. Что? Запишите в строчку буквы, соединяя их друг с другом.

а) Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой: Семь суток сорока старалась, спешила. Себе сапоги сыромятные сшила. (Буква «с».)
б) Назовите третью букву в слове «яблоко». Запишите. (Буква «л».)
в) Какая буква в алфавите стоит перед буквой “п”? (Буква «о».)
г) Назовите и запишите парную согласную буквы “ф”. (Буква «в».)
д) Первая буква в слове «окно». (Буква «о».)

– Прочитайте записанные буквы. Что у вас получилось? (слово) Пропишите его до конца строки.

4. Словарная работа

Пин и Нюша рассыпали буквы в найденном слове. Соберите это слово. (На доске буквы – Е, Г, О, Й, Р. Слово – ГЕРОЙ.)
– Пин не знает, что обозначает это слово. Объясните ему, пожалуйста. (Ответы детей.) Где можно узнать точное значение слова? (В Толковом словаре.) Давайте отыщем его и прочитаем. Там два значения.
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
– Какой знаменательный праздник будем отмечать в феврале? (День защитника Отечества.) На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Подберите прилагательные к слову «герой». Какими словами можно охарактеризовать героя? (Дети называют прилагательные.) Запишем к слову «герой» прилагательные, которые мы назвали.

5. Физминутка

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.

6. Упражнение в написании имен прилагательных

а) Игра «Угадай, что это?»

1 ученик-водящий выходит к доске, отворачивается. Всем остальным показывается карточка с изображением какого-нибудь предмета. Ребята описывают предмет при помощи прилагательных, а водящий должен угадать, что это за предмет.

(Карточки – лимон, берёза, заяц, медведь, воздушный шарик).

б) Нюше и Пину понравилась эта игра. Они предлагают нам выписать прилагательные для описания их друзей – Ёжика и Кроша.

(На доске прилагательные – ушастый, колючий, добрый, круглый, злой, чуткий, отзывчивый, красивый, весёлый.)

1 ряд выписывает все слова, подходящие для описания Кроша, 2 ряд – для Ёжика.
Проверка написанного. Почему некоторые слова вы написали и тому, и другому, а одно слово не подошло никому?

в) Пин устраивал праздник у себя дома, приглашал друзей, а потом написал письмо своему другу, которому рассказал о празднике. Он допустил ошибки. Поможем их исправить.

(Дети выходят к доске и исправляют ошибки Пина.) Выпишите из письма словосочетания прилагательное + существительное без ошибок, укажите над прилагательными число, подчеркните прилагательные волнистой линией.

Текст на доске:

Абрикосовый варенье и вкусная торт были поданы к чаю. Песочный печенье я испёк сам. Фрукты для гостей лежали в красивая вазе.

Итоги работы со словосочетаниями. Повторение правила о согласовании прилагательного и существительного.

7. Итоги урока

– Вспомните, чем мы сегодня занимались на уроке.
– Повторим для Пина и Нюши всё, что знаем об имени прилагательном. Теперь они будут грамотно писать свои письма и употреблять в речи имена прилагательные. Вам понравилось играть со смешариками? А работать с прилагательными?