Тема урока: Упражнение в написании имен прилагательных.
Цели урока:
- Формировать умение применять в речи имена прилагательные,
- Находить прилагательные в тексте, определять род и число,
- Формировать умение работать со словарем.
Оборудование: мягкие игрушки-«смешарики» – Нюша и Пин (или их изображения), буквы для слова «герой», толковые словари Неусыповой Н.М. для учащихся, письмо Пина (текст см. в конспекте), карточки с изображением различных предметов для игры «Угадай, что это!» (лимон, берёза, заяц, медведь, воздушный шарик).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте
поприветствуем их и покажем свои знания и
умения.
– Наш урок продолжает тему «Имя прилагательное».
Мы уже узнали об этой части речи очень многое,
наступила пора обобщить эти знания,
поупражняться в написании прилагательных и…
поделиться своими знаниями. А с кем – угадайте:
Они круглые, смешные
И забавные такие.
К нам из мультика спешат
Любимые друзья ребят.
Ответы детей: Это Нюша и Пин.
– Совершенно верно. Это смешарики Нюша и Пин.
(Учитель представляет детям игрушки-«смешарики»
Пина и Нюшу или их изображения). По секрету перед
самым уроком Нюша призналась мне, что ничего не
знает об имени прилагательном. А Пин, если вы
помните, вообще иностранец и при произношении
коверкает слова. Давайте поможем нашим маленьким
гостям узнать больше о русском языке и части речи
– имени прилагательном.
– Назовите, пожалуйста, признаки имени
прилагательного как части речи. (Ответы детей.)
– Я думаю, Пину и Нюше стало понятно, что такое
имя прилагательное.
3. Минутка чистописания
– На уроках русского языка нам приходится много писать. Прежде чем работать в тетрадях сделаем разминку для кистей рук. (Учитель показывает и комментирует движения.)
Разминка для кистей рук:
– здороваются поочередно пальчики;
– здороваются руки;
– здороваются ладошки;
– вращение кистей.
– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Пин и Нюша, когда ехали к нам, кое-что нашли. Что? Запишите в строчку буквы, соединяя их друг с другом.
а) Какой звук чаще звучит в скороговорке?
Обозначьте его буквой: Семь суток сорока
старалась, спешила. Себе сапоги сыромятные сшила.
(Буква «с».)
б) Назовите третью букву в слове «яблоко».
Запишите. (Буква «л».)
в) Какая буква в алфавите стоит перед буквой “п”?
(Буква «о».)
г) Назовите и запишите парную согласную буквы
“ф”. (Буква «в».)
д) Первая буква в слове «окно». (Буква «о».)
– Прочитайте записанные буквы. Что у вас получилось? (слово) Пропишите его до конца строки.
4. Словарная работа
Пин и Нюша рассыпали буквы в найденном слове.
Соберите это слово. (На доске буквы – Е, Г, О, Й, Р.
Слово – ГЕРОЙ.)
– Пин не знает, что обозначает это слово.
Объясните ему, пожалуйста. (Ответы детей.)
Где можно узнать точное значение слова? (В
Толковом словаре.) Давайте отыщем его и
прочитаем. Там два значения.
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте
ударение, подчеркните безударную гласную.
– Какой знаменательный праздник будем отмечать
в феврале? (День защитника Отечества.) На
какой вопрос отвечают имена прилагательные?
(Какой? Какая? Какое? Какие?) Подберите
прилагательные к слову «герой». Какими словами
можно охарактеризовать героя? (Дети называют
прилагательные.) Запишем к слову «герой»
прилагательные, которые мы назвали.
5. Физминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.
6. Упражнение в написании имен прилагательных
а) Игра «Угадай, что это?»
1 ученик-водящий выходит к доске, отворачивается. Всем остальным показывается карточка с изображением какого-нибудь предмета. Ребята описывают предмет при помощи прилагательных, а водящий должен угадать, что это за предмет.
(Карточки – лимон, берёза, заяц, медведь, воздушный шарик).
б) Нюше и Пину понравилась эта игра. Они предлагают нам выписать прилагательные для описания их друзей – Ёжика и Кроша.
(На доске прилагательные – ушастый, колючий, добрый, круглый, злой, чуткий, отзывчивый, красивый, весёлый.)
1 ряд выписывает все слова, подходящие для
описания Кроша, 2 ряд – для Ёжика.
Проверка написанного. Почему некоторые слова вы
написали и тому, и другому, а одно слово не
подошло никому?
в) Пин устраивал праздник у себя дома, приглашал друзей, а потом написал письмо своему другу, которому рассказал о празднике. Он допустил ошибки. Поможем их исправить.
(Дети выходят к доске и исправляют ошибки Пина.) Выпишите из письма словосочетания прилагательное + существительное без ошибок, укажите над прилагательными число, подчеркните прилагательные волнистой линией.
Текст на доске:
Абрикосовый варенье и вкусная торт были поданы к чаю. Песочный печенье я испёк сам. Фрукты для гостей лежали в красивая вазе.
Итоги работы со словосочетаниями. Повторение правила о согласовании прилагательного и существительного.
7. Итоги урока
– Вспомните, чем мы сегодня
занимались на уроке.
– Повторим для Пина и Нюши всё, что
знаем об имени прилагательном. Теперь они будут
грамотно писать свои письма и употреблять в речи
имена прилагательные. Вам понравилось играть со
смешариками? А работать с прилагательными?