Внеклассное мероприятие "Самый умный математик"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширение математического кругозора;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  • карточки с номерами игроков,
  • карточки  с номерами для ответов,
  • карточки с названиями категорий,
  • компьютер и проектор,
  • грамоты для награждения.

Ведущий: Девизом нашей встречи будут слова, которые принадлежат одному из основателей точного естествознания Галилео Галилею: «Истинную философию вещает природа; но понять её может тот, кто научился понимать её язык, при помощи которого она говорит с нами. Этот язык есть математика.» Этот язык и поможет нам сегодня общаться. Итак, мы начинаем игру «Самый умный».

Условия игры: В игре участвуют 9 человек. В I раунде участникам предлагается выбрать правильный ответ на вопрос. Во II раунд выходит 3 человека. В полуфинале ребята отвечают на вопросы одной из категорий. В финал выходят 2 ученика. Они выбирают категорию своих вопросов «Основы математики» или «Числа» и отвечают на вопрос, выбранного номера «своей» или «чужой» категории или категории «Математика вокруг нас»

I РАУНД

Участники отвечают на вопросы, выбрав правильный ответ из 4 предложенных.

1. Числа 1,2,3,4,5,… называются

Целыми
Натуральными
Рациональными

2. Как с греческого переводится слово «матема», от которого произошло слово математика?

Сложение
Познание
Глиняная дощечка

3. Как называется треугольный платок?

Платок
Повязка
Косынка

4. Что больше?

Биллион
Триллион
Миллион

5. Чему в древнем русском счёте равнялась «тьма»?

1 тысяче
10 тысячам
100 тысячам

6. Как в России в начале 18 века называли арифметику?

Числительница
Сложительница
Учительница                       

7. Какая из стран подарила миру ноль?

Вавилон
Египет
Индия

8. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики – …

Арифметика
Алгебра
Геометрия

9. От какого латинского слова возник термин «линия»?

«линум» (лён, льняная нить)
«лино» (мазать, покрывать)
«линтер» (лодка, челнок»

10. Чего не делают в арифметике?

Не вычитают
Не делят
Не измеряют

11. Мелкая монета в прежние времена в Русском государстве называлась …

Полушка
Полносика
Полщёчки

12. Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100?

18
10
20

II  РАУНД

После первого раунда в полуфинал выходят 3 участника. Чтобы выбрать порядок отвечающих в полуфинале, участникам предлагается следующее задание. «В записи 5 5 5 5 поставьте арифметические действия и скобки так, чтобы в результате получилось 7.»
В полуфинале ребята отвечают на вопросы по одной из 3 предложенных категорий: «Числа», «Математика вокруг нас», «Основы математики». Результат – количество правильных ответов за 1 минуту.

Категория «Основы математики»

  • Как называется результат сложения?
  • Какое действие выполняется первым: сложение или умножение?
  • Как называются числа при вычитании?
  • Как называются числа, используемые при счёте предметов?
  • Как найти неизвестный множитель?
  • Что называется периметром многоугольника?
  • Плюс без палочки?
  • Как называется результат деления?
  • На какое число нельзя делить?
  • Наименьшее натуральное число?
  • Как найти площадь прямоугольника?
  • Сколько нулей в записи числа миллиард?
  • Сколько цифр вы знаете?
  • Найти четвёртую часть от числа 80.
  • Площадь квадрата 25 кв. метров. Чему равен периметр этого квадрата?

Категория «Числа»

  • Какое число в переводе со сказочного языка на современный математический язык означает тридевятый? (27)
  • Сколько зол успела сделать за день старуха Шапокляк? (5)
  • Какое число древние люди считали символом устойчивости и прочности? (4)
  • Когда произведение равно 0?
  • Наибольшее двузначное число?
  • В языке буква, в математике – …?
  • На языке Древней Индии это число «сунья»? (Ноль)
  • Сколько поцелуев за горшочек с бубенцами запросил принц у принцессы в сказке «Свинопас»? (10)
  • Самое маленькое трёхзначное число?
  • Сколько паршивых овец согласно русской пословице всё стадо портят? (Одна)
  • Какая цифра, если на голову встанет, ровно на три больше станет? (6)
  • Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
  • Дюжина – сколько это? (12)
  • Сколько дней в году?
  • Кто из учёных утверждал, что «числа правят миром» и даже создал способ гадания, основанный на дате рождения? (Пифагор)

Категория «Математика вокруг нас»

  • Сколько секунд в минуте?
  • Что меньше 2 м или 201 см?
  • Найти длину забора прямоугольной формы – значит найти его …?
  • Что легче: пуд соли или пуд ваты?
  • Сколько лет в одном веке?
  • Сколько месяцев в году?
  • На грядке сидели 7 воробьёв. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на грядке?
  • Какую часть часа составляют 15 минут?
  • Сколько концов у трёх с половиной палок?
  • Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
  • Назови лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр?
  • У стола прямоугольной формы отпилили один угол. Сколько углов осталось?
  • Его питают воды 336 рек, а он отдаёт всё только одной реке. О чём идёт речь?
  • Какой латинской буквой в математике обозначают площадь квадрата?
  • В прежние времена в Русском государстве самыми мелкими деньгами были копейка, деньга, полушка. Какая из них меньше всех? (полушка)

В финал выходит 2 человека. Выбор порядка отвечающих определяется после выполнения следующего задания: «Положите на стол 3 спички так, чтобы они не касались головками стола. (Спички на край стола не класть). В финале 12 вопросов. 4 вопроса красного цвета (категория «Основы математики»). 4 вопроса зелёного цвета (категория «Математика вокруг нас»). 4 вопроса синего цвета (категория «Числа»). Участники выбирают категорию своих вопросов («Числа»  или «Основы математики»), далее предлагается просмотр таблицы с вопросами трёх цветов (для запоминания). Таблица закрывается и появляется таблица без цвета. Финалисты выбирают номера вопросов и отвечают на них. Ответ на «свой» вопрос – 2 балла, на «чужой» – 3 балла, на вопрос категории «Математика вокруг нас» –1 балл.

III  РАУНД

Категория «Основы математики»

  • Какое число никогда не бывает делителем?
  • Периметр квадрата 8см. Чему равна его площадь?
  • Как называется равенство, содержащее неизвестное?
  • Какая цифра была введена в математику последней?

Категория «Математика вокруг нас»

  • В каком случае верно равенство 19 + 15 = 10?
  • В семье у каждого из 6 братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
  • Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
  • Часы с боем отбивают удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 ударов?

Категория «Числа»

  • Три разных числа сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Назови эти числа.
  • Какой знак нужно поставить между цифрами 7 и 8, чтобы получилось число больше 7, но меньше 8?
  • Наименьшее натуральное число.
  • Сколько сторон у шестиугольника.

Подведение итогов

Всем участникам вручаются грамоты, победителю – приз.
Между раундами во время рекламных пауз участникам и болельщикам предлагают номера художественной самодеятельности (стихи, песни, математические фокусы и т.д.), приготовленные силами учащихся.