Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа».
Цели:
- учить распознавать именительный и винительный падежи существительных множественного числа;
- развивать умение употреблять существительные множественного числа в речи, склонять их;
- развивать речь и мышление учащихся;
- воспитывать аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: сообщение темы урока.
– Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенный город Имя Существительное. Улицы города имеют разные названия: улица 1 склонения, улица 2 склонения, улица 3 склонения, улица Единственного числа. Улица множественного числа, улица Мужского рода и т. д. на каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. Перед тем как оправиться в путь, напишем буквы, которые нам понадобятся, вспомним их соединения с другими буквами.
II. Минутка чистописания
ИГ ИЗ УЗ УГ УЖ
ВНИЗУ ВОЗЛЕ ВЕЗДЕ ВВЕРХУ
III. Словарная работа
– Теперь в путь! Готовы ли вы? Первая остановка
– «Словознайка».
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм,
ударения.
Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, дежурный.
– Что общего между этими словами? (Обозначают
профессии людей)
Найдите в словаре и запишите новые слова, которые
по смыслу подходят к этой группе. (Директор,
инженер, космонавт, шофёр)
Знакомство с этимологией слов «директор»,
«шофёр»
- Слово «директор» пришло в русский язык в начале XVIII века из латинского языка. В переводе на русский язык означает «управлять, руководить»
- Слово «шофёр» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживает уже машину с мотором, его по-прежнему называют шофёром.
IV. Работа над темой урока
– Во время путешествия по городу Имя
Существительное мы познакомимся с именительными
и винительными падежами имён существительных
множественного числа. Прочитайте вопрос
Почемучки на странице 109.
– Что мы должны узнать на уроке?
Отправляемся дальше, следующая остановка – «Вспоминай-ка».
– Какие формы числа имеет имя существительное?
Как отличить существительное в единственном
числе от существительного во множественном
числе?
– Какие окончания имеют существительные во
множественном числе?
– Различаются ли существительные во
множественном числе по склонениям?
Следующая остановка – «Поиграй-ка».
Игра «Назови словечко»
Учитель называет имя существительное, учащиеся хором называют форму множественного числа этого существительного, если это возможно.
Гнездо – (гнёзда) день – (дни)Весло – (вёсла) метро – нет мн.ч.
Ведро – (вёдра) пень – (пни)
Цыплёнок – (цыплята) лень – нет мн.ч.
Козлёнок – (козлята) телёнок – (телята)
Утёнок – (утята) бочонок – (бочонки)
Следующая остановка –«Запоминай-ка»
Самостоятельная работа. Выпишите пары
существительных в единственном и множественном
числе из раздела «Произноси слова правильно»,
поставите ударения, запомните произношения этих
слов (стр. 248)
Делаем остановку – «Думай-ка»
Разгадайте ребусы, просклоняйте имена
существительные.
(задачи) (сороки) (витрины) (пеналы)
Что можно сказать о падежных формах имён
существительных множественного числа в
именительном и винительном падежах? (они
совпадают)
У каких существительных? (у неодушевлённых)
Может это вызвать трудности при определении
падежа?
Вспомните, каким образом определяются
именительный и винительный падежи у
существительных в единственном числе? (по
вопросу, предлогу, по роли в предложении)
Как вы думаете, будет ли это правило действовать
по отношению к существительным во множественном
числе? Давайте проверим.
Упр. 249 стр. 110 (1 абзац)
Вывод: это правило подходит и для существительных во множественном числе. Знакомство с правилом в учебнике (стр. 110)
IV. Итог урока
– Вот и подошло к концу путешествие по городу Имя Существительное. Много было остановок на нашем пути. Выши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Я благодарю всех вас. Два числа имён существительных – жители города – вами довольны. Вы чаще всего правильно определяли падежи имён существительных.
V. Домашнее задание: доделать упр. 249