ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса разговорного
английского языка "Английский для поездки"
предназначена для учащихся 9 классов.
Расширение международных связей, вхождение
нашего государства в мировое сообщество сделало
иностранный язык реально востребованным
государством, обществом и личностью.
Необходимость разработки такого курса
обусловлена тем, что в существующих учебниках
английского языка для массовых школ этому
аспекту уделяется недостаточное внимание.
Занятия расположены по определенной схеме – от
простого к сложному: разминка – познавательные
задачи, логико-поисковые задачи – на развитии
памяти, мышления, воображения,
частично-поисковые задачи – на развитие
самостоятельного, нестандартного мышления, и,
наконец, творческие задания, связанный с
творческим применением своих знаний.
Основной целью является коммуникативно-речевое
и социокультурное развитие школьников,
ознакомление учащихся с особенностями жизни и
быта людей англоговорящих стран. Учащимся
предлагается усвоить активную лексику по всем
предлагаемым темам, дома закрепить ее и затем
использовать в диалогах-ситуациях. Некоторые
диалоги записаны на пленку, учащимся
рекомендуется выучивать их наизусть. Думается,
что таким способом можно добиться определенной
аутентичности в самостоятельной диалогической
речи учащихся, что, разумеется, очень важно и
является одной из задач обучения.
Особенностью программы является применение
нетрадиционных форм и методов. Одной из таких
форм является игра. Именно в игре дети выражают
свою интересную оригинальную сущность,
самовыражаются без внешнего побуждения. Игра –
важнейшее тренировочное средство развития
человеческих, психологических свойств и качеств:
внимания, памяти, наблюдательности, терпенья.
Именно в игре учащиеся приближаются к реальной
жизни.
На занятиях используются иллюстративные
материалы (видеозаписи, картинки, журналы,
газеты, привезенные из Англии и англоговорящих
стран, проездные билеты, чеки из магазинов,
банкноты), что способствует «живому» общению со
страной изучаемого языка, ее культурой, обычаями
и традициями, занятия способствуют развитию у
учащихся «живого» интереса к предмету.
Данная программа курса отвечает требованиям к
обязательному минимуму по английскому языку,
предлагает дополнительный материал, который
позволяет лучше усвоить материал школьной
программы и более качественно подготовиться к
урокам. Содержание курса способствует
приобретению навыков понимания содержания
текстов разных жанров, ведения диалога
этикетного характера в стандартных и
нестандартных ситуациях общения, восприятия на
слух основного содержания несложных аутентичных
текстов и выделения для себя отдельной значимой
информации, навыков написания письма и
заполнения анкет.
Курс разговорного английского языка
"Английский для поездки" позволяет овладеть
необходимым лексическим минимумом английского
языка и получить ряд интересных сведений об
Англии и англоговорящих странах, а также учит
ориентироваться в типичных ситуациях за
границей.
Основными характеристиками элективного курса
являются его вариативность, краткосрочность и
оригинальность содержания.
Элективный курс повышает ответственность,
стремление к организации свободного времени,
интерес к обучению, коммуникативную компетенцию,
мотивацию к самообразованию.
Цель курса – формирование коммуникативной
компетенции учащихся, и готовность к
устно-речевому взаимодействию в стандартных
ситуациях путешествия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Тема |
Кол-во |
Форма контроля |
1. |
Первая встреча. |
1 |
тестирование |
2. |
Знакомство |
1 |
Составление визитной карточки |
3. |
Телефонный разговор |
2 |
тестирование |
4. |
Как найти дорогу? Городской транспорт |
2 |
Игровой тренинг |
5. |
Обмен валюты. Деньги |
2 |
тестирование |
6. |
В гостинице |
2 |
тестирование |
7. |
Общественное питание |
2 |
Ролевая игра |
8. |
Магазины |
2 |
тестирование |
9. |
Осмотр достопримечательностей |
2 |
зачет |
10. |
Итоговое занятие |
1 |
Ролевая игра |
Итого: 17 часов
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема 1. «Первая встреча».
Универсальные формы обмена приветствиями при встрече – как со знакомыми, так и с незнакомыми. «Нейтральные » приветствия и ответы на них. Прощание. Формы обращения. Изготовление визитной карточки и составление собственной визитки.
Тема 2. «Знакомство»
Знакомство без посредника
(стилистически нейтральные формы; более
непринужденные формы; официальные формы).
Знакомство через посредника. Ответные реплики.
Вопросы о имени и профессии (должности) человека.
Тема 3. «Телефонный разговор»
Реплика со стороны взявшего трубку. Уточняющие вопросы. Уточняющие ответы. Выражения просьбы позвать к телефону. Выражения просьбы подойти к телефону. Ответные реплики.
Тема 4. «Как найти дорогу? Городской транспорт»
Устойчивые речевые обороты необходимые для:
- Путешествия по городу – (Дорога, карта, расписание, экскурсия.)
- Транспорт города, страны – (Автобус, автомобиль, метро.)
- Запроса информации о местонахождении нужного объекта.
Тема 5. «Обмен валюты. Деньги»
Денежные средства, валюты. Деньги и чеки в Англии и США.
Тема 6. «В гостинице»
Устойчивые речевые обороты, необходимые при оформлении в отель. Содержание и правила оформления формуляра.
Тема 7. «Общественное питание»
Устойчивые речевые обороты, необходимые при общении с официантом, ознакомление с образцами меню, речевые приемы при оформлении заказа. Правила речевого этикета за столом.
Тема 8. «Магазины»
Фразы и выражения, необходимые для практического использования в магазине, при покупке товаров. Права покупателя
Тема 9. «Осмотр достопримечательностей»
Устойчивые речевые обороты, необходимые для покупки билета в музей, на выставку. Беседа в музее, на выставке. Правила поведения в музее.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны
Знать.
- Ключевые слова в устойчивых выражениях, выполняющих соответствующую функцию собеседника;
- основные клише разговорного типа и основные идиомы нормативного речеупотребления (Standard English);
- социально-культурные особенности страны изучаемого языка;
- типичную для английской речи технику взаимодействия с собеседником в режиме диалога;
- элементы невербального поведения партнеров.
Уметь.
- Свободно оперировать выученным языковым материалом применительно к ситуации;
- понять партнера и правильно реагировать на его реплики;
- использовать краткие, усеченные конструкции и сокращенные реплики;
- высказываться с достаточной скоростью без необоснованных пауз между фразами;
- использовать привычные для английского языка слова, фразы и сочетания, не переводя дословно некие соответствия с родного языка.
Данный курс разговорного английского языка будет полезен не только для учащихся школ, но и лицеев, колледжей, а также может быть использовано теми, кто едет за границу, в частности Англию, в туристическую поездку. Предложенный курс представляется особенно актуальным, так как способствует активному овладению английским языком.
ЛИТЕРАТУРА
- Н.М.Дюканова. "Поездка в Англию". Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. – М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000 г.
- Е.Е. Тихомирова. «Русско-английский разговорник – путеводитель». – М., Русский язык Медиа, 2007 г.
- Н.Г. Брюсова, Н.А.Лебедева «Английский язык. Устные темы для развития разговорной речи».– М., Дрофа. 2000 г.
- Л.Н. Ханникова «Разговорный английский». – М., 1991 г.
- И. Богацкий, Н.Дюканова «Бизнес – курс английского языка».– М., Айрис-Пресс, 2000 г.
- А. Пикман «Русско-английский разговорник» –Волгодонск, 1991 г.
- Jack C. Richards, J.Hull, S. Proctor . “Interchange. English for international communication”. Cambridge University Press., 1990 г.